31.08.2011 12:42
    Поделиться

    На пермских месторождениях извлекается лишь 30-40 процентов нефти

    Ученые считают, что в ближайшие 10-15 лет альтернативы углеводородному сырью не будет. Поэтому нефтяная отрасль по-прежнему останется одним из главных источников наполнения бюджетов всех уровней. Этому посвящен новый спецвыпуск пермского филиала "Российской газеты".

    Недра про запас

    Чем выше взлетают цены на нефть, тем чаще возникает вопрос - надолго ли хватит Прикамью этих природных запасов?

    - В Пермском крае сегодня открыто 228 месторождений углеводородного сырья, - говорит начальник управления по недропользованию Пермского края Андрей Белоконь. - Промышленные запасы исчисляются в пределах 500 миллионов тонн, что сравнимо с годовой добычей в целом по стране.

    При существующих сегодня темпах добычи нефтяных запасов хватит лет на 30-40. Но цифра эта тоже весьма условна: во-первых, есть вероятность значительного увеличения скорости добычи, и тогда этот период окажется меньше. Во-вторых, в крае до сих пор продолжается постоянная разведка запасов. Хотя темпы ее весьма далеки от уровня 1970-1980-х годов. В прошлом году Пермскому краю из федеральной казны на геологоразведку было выделено 60 миллионов рублей, в этом году - 115.

    А ведь суммы, выручаемые за продажу участков, богатых полезными ископаемыми, оказываются весьма немалыми. К примеру, на аукционе 2004 года за Половодовский участок (Верхнекамье) государство получило более 50 миллиардов рублей.

    За последние семь лет, с 2004 года, в Прикамье в разработку было передано 11 новых месторождений. Конечно, по существующей классификации все они относятся к "мелким" (до 15 миллионов тонн) и в плане добычи малорентабельны. Максимально большой запас нефти обнаружен на Шароновском месторождении и составляет 731 тысячу тонн. Однако их разработка уже идет.

    Кстати, в Прикамье всего восемь средних месторождений, которые принадлежат ОАО "ЛУКОЙЛ". Крупных же нет вообще. Если же говорить о не разрабатываемых пока нефтяных запасах, которые находятся на балансе государства, в так называемом "нераспределенном фонде", то сегодня в списке 57 таких скважин. Правда, объем сырья там тоже невелик - 32 миллиона тонн.

    Продам трубу. Срочно

    Начиная с 2004 года государство разрешило заниматься добычей полезных ископаемых представителям частного бизнеса и количество участников рынка значительно увеличилось. По данным министерства природных ресурсов, за 2004-2010 годы по результатам торгов в пользование частным компаниям в разработку передано 33 месторождения нефти и газа, а также 10 участков недр для поисков новых залежей полезных ископаемых. Если в 2004 году в Пермском крае работали всего шесть малых компаний, то к началу нынешнего их число возросло до 24. За шесть лет произошел четырехкратный прирост.

    Красивая статистика. Впрочем, она не делает погоды. Добычу нефти сегодня осуществляют 11 небольших компаний, чья совокупная добыча по итогам прошлого года достигла 230 тысяч тонн. Остальные либо почти свернули свою деятельность, не имея сил выстоять в кризис, либо желали бы срочно продать эту столь вожделенную когда-то "нефтяную трубу".

    - Большинство из тех, кто в середине 2000-х вошел в нефтяной бизнес, просто пытался удачно вложить деньги, - поясняет Андрей Белоконь. - Но очень скоро вместо нехлопотного бизнеса они получили достаточно много проблем, усугубившихся во время кризиса.

    Оказалось, что, прежде чем получить прибыль от "черного золота", необходимо сначала вложить немало "золота" обычного. В виде финансовых вливаний, конечно. Начиная со стартовой цены за участок, продолжая расходами на создание инфраструктуры и соблюдение природоохранного законодательства, заканчивая уплатой разного вида налогов. Понятно, что для многих мелких да еще и молодых компаний, не имеющих "финансового жирка", это было непросто.

    В условиях, когда на приобретение скважины "на всякий случай" лишних денег нет, торги, на которых приобретаются лицензии на право пользования недрами, проходят с гораздо меньшим энтузиазмом. Бизнес сегодня не готов платить миллионные суммы за тонну нефти в земле.

    Потерянный пласт

    Однако добыча углеводородов в Прикамье растет, в том числе и за счет участия в процессе малых нефтедобывающих предприятий. Регион постепенно вылезает из "нефтяного провала" середины 1990-х, поднимаясь на уровень добычи 12,7 миллиона тонн.

    Увеличение добычи, отмеченное в последние годы, специалисты связывают с внедрением современных технологий разработки месторождений и вводом новых месторождений. А это, как известно, требует больших финансовых вложений и зависит в основном от мировых цен на нефть. Обновление производственного процесса рентабельно при цене 100 долларов за баррель, и невозможно при стоимости 30 долларов за бочку. Таким образом, инновационный процесс в нефтедобывающей отрасли Прикамья напрямую связан с общемировой экономикой.

    По данным Управления по недропользованию края, сегодня из каждого разрабатываемого пласта достается только 30-40 процентов запасов нефти. И эта цифра в принципе не изменяется уже многие годы, являясь некоей границей, в пределах которой варьируется рентабельность или нерентабельность добычи на данном участке. Теоретически процент извлекаемости нефти может быть серьезно увеличен. Практически - все упирается в бурение дополнительных скважин, внедрение новых технологий и других дополнительных дорогостоящих воздействий на пласт.

    Государство, как самый заинтересованный участник процесса (около 75 процентов налогов от прибыли отрасли уходит в федеральный бюджет), могло бы изменить ситуацию внесением поправок в налоговое законодательство. Но пока серьезных изменений здесь не прогнозируют.

    - Закон РФ "О недрах" - самый старый закон из всех природоресурсных и по сути отвечает интересам мега-компаний, в отличие, скажем, от США, где приоритет отдан малым компаниям, которые и осуществляют основную добычу нефти, - поясняет Андрей Белоконь. - Интенсифицировать добычу можно только изменением налогового процента. И для освоения месторождений, скажем, Восточной Сибири, где есть серьезные государственные интересы, это делается в так называемом "ручном режиме". Прикамью же государство таких преференций не дает. Частный же бизнес будет заниматься внедрением инноваций исходя из уже обозначенной границы рентабельности и опираясь на уровень мировых цен.

    комментарий

    Дмитрий Сивков, и. о. министра природных ресурсов Пермского края

    - Необходимо отметить, что последние 15-17 лет нефтедобывающая промышленность Пермского края - одна из наиболее динамичных отраслей региона. Среди нефтедобывающих регионов России Пермский край по объемам добычи нефти твердо входит в первую десятку, а среди регионов Приволжского федерального округа занимает четвертое место. При этом темпы роста добычи нефти Пермского края последние пять лет превышали аналогичный показатель республик Татарстан, Башкортостан и Удмуртия. В 2011 году добыча нефти в Пермском крае ожидается на уровне 13 миллионов тонн.

    Но так было не всегда. Общий спад промышленности России 1990-х годов серьезно повлиял на работу нефтедобывающего комплекса Пермского региона. В 1994 году добыча нефти "рухнула" ниже 9 миллионов тонн в год.

    В 2003 году добыча нефти превысила 10 миллионов тонн, в 2006 году - 11, а в 2009 году вышла на докризисный уровень. Важно, что, увеличивая добычу, нефтяные компании Пермского края уделяют большое внимание охране окружающей среды. В частности, общий объем вложений в охрану окружающей среды группы предприятий нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" в Пермском крае в 2011 году составит 3,8 миллиарда рублей.

    Сейчас перед нами стоит непростая задача - довести к 2012 году использование попутного нефтяного газа до 95 процентов. В целом по России, по оценкам министерства природных ресурсов и экологии России, на установленный уровень удастся выйти лишь к 2015 году, а пока сжигается порядка 18 процентов попутного нефтяного газа (ПНГ). Аналогичная ситуация и у пермских нефтяников.

    Кстати

    23 миллиона тонн нефти было добыто в Пермском крае в 1976 году. По сей день этот показатель считается рекордным в истории нефте-добычи Прикамья.

    Поделиться