Что общего между судебным процессом над российским бизнесменом Виктором Бутом, которого американская пресса окрестила "оружейным бароном", и стартовавшей в США президентской кампанией?
На первый взгляд, речь идет о не связанных друг с другом вещах. Однако можно предположить тайные пружины, которые оказывают влияние на процесс в отношении Бута, все же имеют прямое отношение к предстоящим в 2012 году выборам главы государства.
Власти США обвиняют бизнесмена в том, что тот якобы собирался продать партию оружия "Революционным вооруженным силам Колумбии". Эту организацию Вашингтон включил в список террористических. В то же время Таиланд, где перед арестом жил Бут, придерживается иного мнения и не считает членов группировки преступниками. В основе обвинений против россиянина лежат показания тайных американских агентов, выдававших себя за представителей колумбийских революционных сил. В беседе с ним Бут якобы обещал помочь повстанцам. Но если поверить в эту версию, то юридический парадокс заключается в том, что оружия на американскую территорию Бут поставлять не собирался. Тем не менее его, гражданина России, жившего в Таиланде, судят по законам США за действия, которых он не совершал, но мог бы совершить в отношении третьих стран. В свою очередь, адвокаты бизнесмена намерены доказать: их подзащитный торговал самолетами, а не оружием.
В четверг стало известно, что россиянин добился положительного решения по одному из наиболее важных эпизодов своего дела. После ходатайства адвокатов, судья исключила из материалов важный для обвинения протокол допроса. Он был проведен американскими следователями, когда Бут еще находился в тайской тюрьме. Судья согласилась с доводами, что в это время на обвиняемого оказывалось давление, и его участие в допросе не было добровольным.
Защита утверждала, что Бут просил американских следователей перенести допрос, ссылаясь на плохое самочувствие и подавленное эмоциональное состояние, но ему отказали. С самого начала было очевидно, что дело Бута имеет признаки политического заказа. А маниакальное стремление американских властей заполучить бизнесмена, экстрадировав его из Таиланда, продиктовано иными причинами, чем попыткой пресечь поставки оружия в Колумбию. Есть у проходящего над Бутом процесса и закулисная сторона. Россия не считает суд над бизнесменом, который проходит в США, законным, а возможный вердикт беспристрастным. Известно, что в ответ на составление Белым домом "черного списка" российских чиновников, которым американские власти запретят въезд на территорию США, "зеркальный" документ готовится и в нашей стране. В него, в частности, могут войти лица, причастные к двум громким процессам в Америке над россиянами. Это суды над "контрабандой" вывезенным из Либерии по обвинению в транспортировке наркотиков летчиком Константином Ярошенко и бизнесменом Виктором Бутом.
По мнению Москвы, и тот и другой процесс нарушает международное право и незаконно придает статус экс-территориальности американскому правосудию. Если Россия объявит о существовании своего "черного списка", его обсуждение в американском обществе станет предметом дискуссий во время набирающей обороты президентской кампании. Возможно, решение судьи, впервые согласившейся с аргументами адвокатов Бута, ставит целью создать иллюзию беспристрастности американской Фемиды. И призвано продемонстрировать обществу: лица, участвующие в процессе над бизнесменом, не выполняют политический заказ, а потому не могут быть внесены в "черные списки".