Покупательская способность большинства жителей Уральского федерального округа либо не растет, либо, что чаще происходит, продолжает снижаться. К такому выводу подвигает анализ статистических данных с момента наступления кризиса до последнего времени. Впрочем, даже цифры статистики следует рассматривать с разных ракурсов.
Снижение реальных среднедушевых доходов наблюдается в УрФО повсеместно со второй половины 2008 года. Пока переломить тенденцию удалось лишь Тюменской области, где, по подсчетам статистиков, в первом полугодии начался фактический рост - плюс 2,4 процента к соответствующему периоду прошлого года. Напомним, что так называемый реальный располагаемый доход - это сумма, которая складывается из зарплаты, пособий, пенсии и иных поступлений (после вычета налогов и прочих сборов) и рассчитывается с коррекцией на инфляцию. К примеру, в позапрошлом году на каждого члена тюменской семьи Мироновых, включая сына-школьника, приходилось ежемесячно в среднем 12,4 тысячи рублей, в прошлом - 13,1 тысячи, да и в нынешнем почти столько же. Зарплатную прибавку давно съела инфляция, она медленно, да верно урезает семейный бюджет. Ситуация типичная.
Тюменьстат сравнил покупательскую способность среднедушевых доходов жителей Ямала, Югры и юга области относительно 14 важнейших продуктов питания за два первых полугодия - текущего года и прошлого. Инфляция уменьшила ее во всех регионах и по всем позициям. Особенно резко ощутили ее северяне. Так, прежде доходы среднестатистических жителей ЯНАО, ХМАО, юга региона позволяли им приобрести соответственно 135, 163 и 85 килограммов сливочного масла или 290, 256 и 211 килограммов мороженой рыбы. В начале нынешнего лета они оказались в состоянии купить только 116, 126 и 72 килограмма масла и 254, 227 и 204 килограмма рыбы. По картофелю, подскочившему в цене минувшей зимой, как никогда ранее, и вовсе разница минимум двукратная.
В 2010 году в Тюменской области (без автономных округов) индекс потребительских цен увеличился на 8,5 процента, с начала 2011-го - еще на 5,1. Однако минимальная продовольственная корзина, от которой напрямую зависит благополучие семьи с низким достатком, подорожала куда больше. С июня по июнь - без малого на четверть. Корзина оценивается в 2929 рублей.
Надежда Миронова в роли домашнего казначея зорко следит за ценами, для чего сохраняет магазинные чеки, составляет смету расходов, старается экономить. Доход Мироновых вдвое превышает размер утвержденного региональным правительством прожиточного минимума, однако им совсем не до жиру. Супруги еще не погасили кредит, взятый на покупку автомобиля, недавно потратились на новый компьютер, выложили 18 тысяч рублей на подготовку сына к школе и даже заняли у друзей недостающие средства на неотложное лечение у стоматолога.
Надежда делится наблюдениями по поводу "беспардонного роста" стоимости отдельных продуктов. По ее наблюдению, подкрепленному записями в блокноте, любимый классический сорт полукопченой колбасы, выпускаемой крупным мясокомбинатом, за пять месяцев поднялся в цене на сто рублей - чуть ли не на треть. Теперь Надежда "из принципа" игнорирует изделия комбината: "Они думают, что все покупатели деньги лопатой гребут?!" Впервые, замечает моя собеседница, в летний сезон в Тюмени не подешевело молоко. Тоже неоспоримый факт. Кто больше накручивает на молочные и мясные товары - аграрий, переработчик, продавец?
Во всяком случае, не крестьянин. Статистики приводят индекс цен производителей сельхозпродукции. Да, они резко подняли цены на зерно, картофель, овощи, дефицит которых резко ощущался вследствие засухи. Животноводческую же продукцию в регионе производители реализовывали существенно дешевле, чем в 2010 году, - на 6,6 процента. Кстати, схожая картина в Свердловской области.
В автономных округах объем розничного оборота снижается поразительными темпами с 2008 года, а инфляция пошла на спад с 2010-го. В других субъектах УрФО она, судя по итогам первого полугодия, пока лишь ускоряет свой бег.
- По нашим прогнозам, во втором полугодии уровень инфляции серьезно снизится за счет хорошего урожая зерновых и овощей. Прошлогодний недород, как вы знаете, сильно подстегнул процесс инфляции. Гречка, картофель, капуста подешевеют, думаю, на 40-80 процентов. Хлеб вряд ли подорожает. Что касается "необъяснимых" ценовых рывков в рознице на отдельные продукты, то нередко владельцы магазинов оправдывают их желанием компенсировать выпадающие доходы из-за повышения налогового бремени. Только не будем лукавить, они хотят при этом получить дополнительную маржу, - говорит экономист, эксперт-аналитик торговой компании Дмитрий Смоленцев. - Не называя конкретные субъекты Федерации, скажу: иногда инфляцию поддерживает неумным администрированием, через ограничение конкуренции, региональная власть. Конкретный пример: в супермаркете крупного ретейлера бройлерную курицу, завезенную из соседнего региона, по настоятельной рекомендации свыше продают по 115 рублей за килограмм - равно как и аналогичную продукцию местного птицеводческого хозяйства. Тогда как этот бройлер в "родном" регионе стоит 75-85 рублей. Под пресловутым лозунгом поддержки местного товаропроизводителя покупателя, по сути, вынуждают переплачивать.
Для тех потребителей, чьи доходы сравнительно велики, цена не играет ключевой роли при выборе товара. Для многих других экономия в 40 рублей существенна. В той же Тюменской области, казалось бы, избыток наличности. Главное территориальное управление Центробанка РФ сообщает: с июня 2010 года остатки вкладов в кредитных учреждениях увеличились на 27,9 процента. Обратившись к статистическому анализу отраслевой занятости и уровня зарплат, можно сделать вывод: на юге региона приблизительно треть работников имеет среднюю зарплату в пределах 30-60 тысяч рублей, а половина трудящихся - 8-20 тысяч. К примеру, в сферах здравоохранения и социальных услуг, образования она составляет около 17 тысяч рублей, в пищевой промышленности, в розничной торговле - около 14 тысяч, в сельском хозяйстве - 12 тысяч, в текстильном и швейном производствах - менее 6 тысяч. Среднедушевая номинальная зарплата (без фискальных отчислений) - 23,8 тысячи. Довольно скромная. Правда, эти цифры не учитывают увеличившийся объем выплат "в конвертах". Между тем "давление" достаточно большой массы обеспеченных покупателей на рынок существенно влияет на планку розничных цен.
В рейтинге регионов УрФО, представленным Тюменьстатом, первое место по обороту розничной торговли на душу населения - за Свердловской областью. Чем объяснить ее лидерство? По сравнению, допустим, с югом Тюменской области на Среднем Урале все последние годы денежные доходы жителей были высоки. Однако они несравнимы с доходами ямальцев и югорчан.
Почему богатые регионы не первенствуют? По мнению экспертов, северяне не стесняют себя в покупках, но постоянно подкапливают значительные средства, чтобы в перспективе решить вопросы приобретения жилья, в том числе путем переезда в другие районы страны. Весомую долю накоплений тратят они на дорогие покупки в иных регионах, где дешевле и мебель, и машины. Свердловская область играет роль привлекательной торговой площадки для соседей: сюда нередко приезжают за одеждой, бытовой техникой, электроникой, автомобилями. Здесь самый большой в федеральном округе поток туристов, иногородних студентов, бизнесменов и чиновников.
Отсюда и положительная динамика объемов розничного рынка на Среднем Урале. Тогда как не только в северных автономиях, но и в Зауралье она имеет тенденцию к снижению. Челябинская область, как и Тюменская, выходят на не очень уверенный, но рост. На их фоне у Свердловской области показатели просто завидные. С 2006-го по 2010 год объем розничного товарооборота здесь увеличивался, исходя из сводки оперативной межрегиональной базы данных "Урал", следующими темпами: 302-392,6-527,2-553,2-646 миллиардов рублей. За первые полгода 2011-го - уже 357,6 миллиарда.
Статистики, однако, предупреждают: за полугодие зафиксировано снижение реальных среднедушевых доходов свердловчан на 4,5 процента. Южноуральцы потеряли еще больше - 5 процентов.
В целом на повышение покупательской активности сыграл рост потребительского кредитования. В Тюменской области объем кредитов увеличился вдвое, свидетельствует заместитель главы региона Сергей Дегтярь. За первые шесть месяцев их выдано на 4,2 миллиарда. Впечатляющая доля заимствований потрачена на покупку автомобилей. Вообще реализация новых легковушек, по оценкам автодилеров, в УрФО почти удвоилась, а спрос на дорогие иномарки напоминает докризисное время. И это тоже интересные данные для анализа.