Известный петербургский режиссер-кинодокументалист, ученик Алексея Германа, Сергей Карандашов снимает игровой фильм под рабочим названием "Моя бабушка - ведьма" по мотивам одноименной повести Александра Курляндского. О том, что за фильм и в каком состоянии находится наше детское кино, с ним побеседовал наш корреспондент.
Российская газета: Руководитель проекта - режиссер Алексей Юрьевич Герман. Вы не самостоятельны? Почему, какова предыстория - расскажите.
Сергей Карандашов: Из городского бюджета выделены деньги на несколько культурных проектов, художественным руководителем которых стал Герман. Это, в частности, детское кино и фильм про петербургских поэтов. История "Моей бабушки..." давняя. Еще в 60-е годы Курляндский с Германом начали писать сценарий, собирались снимать кино, но что-то не сложилось. Курляндский - один из авторов наших любимых мультфильмов "Ну, погоди!", он придумал попугая Кешу, а в 2002 году выпустил автобиографическую повесть "Моя бабушка - ведьма" на основе того самого сценария. Года три назад я увидел этот сценарий в студии Германа "Север", прочитал, и он мне понравился. Когда появилась возможность снимать фильм, я с удовольствием взялся. Вместе со сценаристом Маргаритой Смирновой мы переписали историю, сделали ее более современной, действие у нас происходит на рубеже веков.
РГ: Следовательно, мэтр, как "родитель" проекта, будет вмешиваться в процесс?
Карандашов: Я учился у Алексея Юрьевича, уважаю его, считаю выдающимся режиссером и буду только рад его советам. Он и его супруга Светлана Игоревна Кармалита - своеобразный худсовет. Хотя доброе слово от Германа услышишь не часто, его надо заслужить. Я приехал в Ленинград из Челябинска в конце 80-х, здесь была студия "ПиЭФ" (первого и экспериментального фильма). Там был худсовет, как в любом кинообъединении на "Ленфильме", в него входили Александр Сокуров, Алексей Герман, Виктор Аристов, Юрий Мамин, Сергей Овчаров. Я не удивился, когда в 1995 году на кинофестивале в Страсбурге (туда пригласили Германа, и он взял нас, своих учеников) сотрудник американской киноакадемии сказал, что за последние 3 - 4 года они закупили более десятка российских фильмов, и почти все они были сделаны на студии "ПиЭФ". А вся студия помещалась в одной комнате!
РГ: Почему не пригласили звезд сняться в "Моей бабушке..."? Маму и папу главного героя играют Мария Семенова и Александр Плаксин, которых массовый зритель не знает.
Карандашов: Кто спорит, медийные актеры - хорошая реклама для кино. Но в этой истории, как мне представляется, и не должно быть таких актеров. Нам нужны живые лица (так я для себя их называю), а не "заигранные", у которых уже шлейф ролей и статуса.
РГ: В роли бабушки великолепная актриса Анна Овсянникова, сибирячка (работает в Братске, в театре кукол "Тирлямы"). Вы приметили ее в фильмах Лидии Бобровой "В той стране" и "Бабуся"?
Карандашов: Нет, еще раньше - в фильме "Хрусталев, машину!" У нее там была маленькая роль. Талант, самородок, у нее даже нет актерского образования. Анна Георгиевна сыграла одну из ролей и в фильме Германа "Трудно быть богом". В провинциальных театрах работает столько замечательных артистов, которые не снимаются в кино и поэтому их не знает никто, кроме местных театралов.
РГ: Считается, что труднее всего снимать детей и животных. У вас в фильме это главные герои.
Карандашов: Да уж, кто только у нас не снимался! Коза, петух, бакланы, журавль, кролики, крысы, ежики, тараканы, большой паук. Не говорю о рыбках. Кстати, настоящая мама нашего маленького актера Васи Иванова - биолог, работает в Ленинградском зоопарке, заведует отделом птиц. Она давала нам советы. И мы случайно услышали, что у нее два сына примерно такого возраста, который нам нужен. Мы столько мальчишек пересмотрели! На Урале, в Москве и Петербурге, в Прибалтике, на юге... В итоге, как говорится, рукавица оказалась за поясом, снимается Вася. Между прочим, со своим ручным вороном Карлушей.
РГ: Вашего Васю уже называют "русским Гарри Поттером".
Карандашов: Мы так не считаем. Может быть, это приходит в голову, когда читают синопсис фильма: мальчик-волшебник борется со злом, значит, наш Гарри Поттер. Но у нас принципиально другая история. Кстати, Курляндский написал ее за много лет до появления Гарри Поттера. В голливудском фильме все построено так, что есть некое отдельное от обычного мира пространство, где все чудеса и происходят. А в нашем - неведомое, чудесное, странное, на самом деле, существует в обыкновенной жизни, просто не все это замечают.
РГ: По жанру это детская сказка? Или семейное кино?
Карандашов: Я бы назвал наш фильм мистической драмой. Мне кажется, что он не только для детей. Вообще, что такое детское кино? Ребенок - тот же самый человек, только он меньше ростом, младше по возрасту, меньше знает, чем взрослые. Когда Чехова попросили написать рассказы для детского сборника, то возник вопрос: "Белолобый", "Каштанка", "Ванька" - это для детей? Многие фильмы для детей, где взрослые ходят перед ними на цыпочках, бывают фальшивыми. Хорошие детские фильмы и взрослые с удовольствием смотрят: "Приключения Буратино", "Сказку странствий", "Приключения желтого чемоданчика", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", сказки Роу. Сказка фильтрует и доносит до нас очень серьезные, важные, истинные ценности, которые прошли через века и передаются как гены.
РГ: Где будут проходить съемки?
Карандашов: В декабре работали в павильоне "Ленфильма", где построили квартиру наших героев. В апреле планировали отправиться снимать в Ростов, Таганрог - там уже выбрали натуру. Но из-за недостаточного финансирования (вечная беда нашего бюджетного кино) вынуждены были переориентироваться на Петербург и Ленобласть. Надеемся начать съемки уже в конце августа.