В Минскую редакцию "СОЮЗа" пришло письмо из Костромской области. Автолюбитель Иван Шумский поделился своими проблемами при прохождении техосмотра. А заодно поинтересовался, как это налажено в Беларуси и может ли россиянам пригодиться опыт соседей.
Спасибо, коллега. Если бы не ваше письмо, я бы наверняка оказался в рядах "штрафников".
Срочно проверяю "экипировку": огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки. Фары горят, тормоза держат, руль не болтается. Выбираю ближайшую станцию диагностики (их в Минске несколько десятков). В восемь утра уже стою у ворот. Оказался вторым. Оплатил стоимость техосмотра (сумма устанавливается государством и относительно невелика) и по сигналу специалиста въехал на линию диагностики. Не буду подробно рассказывать, как проверяют автомобиль, - наиболее важные параметры фиксируются на компьютере, субъективизм сведен к минимуму. На выходе получаю сертификат, где отмечены показатели по каждой проверенной позиции. Осталось пройти сверку документов, получить отметку в сертификате к техпаспорту и наклейку на лобовое стекло - и вперед! На все про все ушло не более 25 минут, так что ровно в девять я уже был на работе и с хорошим настроением. И не только потому, что у ГАИ целый год не будет претензий к техническому состоянию моего "Форда". Машину проверили так тщательно, что теперь я полностью в ней уверен.
А ведь еще недавно в Минске была всего одна станция диагностики при городской ГАИ. Ждать в очереди на техосмотр приходилось часами. Как удалось изменить ситуацию? Спрашиваю об этом у Анатолия Пашкевича, директора предприятия "Белтехосмотр" Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, в ведении которого находится техническое переосвидетельствование частных и государственных автомобилей.
- Стало очевидным, что ГАИ лучше сосредоточиться на обеспечении безопасности дорожного движения, а контроль за техническим состоянием автотранспорта передать специализированной организации. Как это принято во многих европейских странах,- говорит Пашкевич. - И вот с июля 2002 года в соответствии с Законом "О дорожном движении" порядок проведения техосмотра стало определять Министерство транспорта и коммуникаций. Через год было создано наше предприятие, на которое возложена координация этой работы. Изучили опыт Германии, Литвы, других стран. Разработали концепцию развития предприятия и стратегию развития сети диагностических станций в стране, чтобы государственный техосмотр был доступен на всей ее территории. Были приняты необходимые нормативные документы, а сам порядок техосмотра закреплен постановлением Совета Министров Беларуси. Об участии государства следует сказать особо. Благодаря двум указам президента из взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств были выделены солидные суммы на создание сети диагностических станций. Привлекли и частных инвесторов. За несколько лет число станций увеличилось до 219. Все они создавались по единым требованиям, утвержденным Минтрансом. Это касается информационного обеспечения, эстетического оформления, дизайна спецодежды персонала. Сегодня 80 районов Беларуси из 118 имеют стационарные станции диагностики.
- А как быть жителям остальных территорий?
- Приобретено 17 мобильных станций, обслуживающих 30 районов с небольшим количеством зарегистрированных транспортных средств. В каждом такая станция находится по несколько месяцев в году. Кроме того, пройти техосмотр можно на любой станции, независимо от места жительства владельца или регистрации автомобиля. С 2008 года в стране практически нет очередей при прохождении техосмотра. На станциях автовладельцу можно и отдохнуть, выпить чая, почитать свежие газеты.
- А реально ли приобрести заветный "лобовичок" в обход правил?
- Все технические параметры автомобиля заносятся в единую компьютерную базу, так что выявить "уклониста" не составляет труда. Для обеспечения контроля на станциях ведется видеонаблюдение.
- Система работает, что дальше?
- В 2012 году начнет действовать новый кодекс проведения гостехосмотра. В нем более четко очерчены показатели, влияющие на безопасность дорожного движения. Главное отличие - большее доверие к владельцу транспорта, отсутствие карательных мер за незначительные недостатки в техническом состоянии машины.
- А могут ли россияне пройти техосмотр в Беларуси и наоборот?
- В Беларуси легковой автомобиль в возрасте до 10 лет, если он не используется как такси и в ряде других случаев, проходит техосмотр раз в два года, затем - ежегодно. В России сроки несколько иные. Незначительно отличаются и контролируемые параметры машин. Так что есть некоторые различия, препятствующие признанию национальных техосмотров на территории Союзного государства. Эксплуатация в Беларуси иностранных транспортных средств с просроченным техосмотром запрещена, как и в России. Так что поднятая проблема актуальна - не ехать же ради техосмотра на родину. Недавно я выступал с докладом о нашем опыте на конференции в Москве. Надеюсь на более тесное сотрудничество.
Кстати
В Беларуси зарегистрировано 3,6 миллиона транспортных средств. Количество ДТП, совершенных по причине неудовлетворительного технического состояния автомобиля, сократилось до 0,85 процента от общего количества дорожно-транспортных происшествий, случившихся по вине водителей.