Вторая часть седьмого заключительного фильма "поттерианы" "Гарри Поттер и Дары Смерти-2" выходит в прокат в России 13 июля, а в мировой - на два дня позднее.
Но не только из этого можно сделать вывод, что в нашей стране с киноверсией истории про мальчика-волшебника расстаются по-иному, чем везде. У нас, видимо, решили: прощаться, так "с музыкой", как будто Хогвартс находится где-то в Сибири, а невидимая глазу простого человека платформа 9 и три четверти- на Площади трех вокзалов в Москве.
В России последняя часть фильма выходит количеством 1526 копий. 967 из них - на пленке. Это рекорд. При этом на 982 экранах изображение будет в формате 3D (кроме этого выпущены копии в формате 2D и IMAX). Фильм поддерживает ряд популярных телеканалов страны - Первый, СТС, ТНТ, 2х2 и другие. Все эти данные основаны на словах генерального директора компании-прокатчика фильма - "Каро- премьер" - Алексея Рязанцева. Он же сообщил, что в связи с выходом заключительной части франшизы, весь их офис разъезжается по регионам, для того чтобы контролировать работу кинотеатров. "Дары смерти-2" успевают "прокатать" как раз до того, как в кино будет введен единый электронный билет.
Все серии фильма про Гарри Поттера собрали в целом в мировом прокате 6,4 млрд долларов (только в России - 89 миллионов). Но предпоследняя - то есть первая часть "Даров смерти" - стала в этом смысле рекордсменом (только в России и СНГ более 25 миллионов долларов). Хотя, по мнению многих зрителей, все же проголосовавших своим кошельком, она получилась скучная и затянутая. Впрочем, так считают в основном те, кто не читал книгу Джоан Ролинг. А те, кто сделал это, увидели, что фильм сделан в точном, даже излишне подробном соответствии с печатной версией, и это его не портит. Если и есть претензии, то предъявлять их нужно к книге - а попробуй "высидеть" семь продолжений полюбившегося романа, и чтобы все они постоянно держали читателя в напряжении.
От вторых "Даров смерти" тоже ждали затянутости, тем более что фильм идет два часа двадцать минут. Однако эти ожидания не оправдались. Фильм "держит". По крайней мере, три четверти означенного времени. Герои очень быстро проходят испытания и огнем, и водой, и медными (а также золотыми и серебряными) трубками, чашами и кубками. Некое "зависание" наступает лишь в конце на последних 20 минутах, когда к финалу авторами картины собирается вся мораль, которую только можно себе представить. После острого (экшн) и соленого (слезы) наступает сладкое, включая историю о том, что стало с героями спустя время, и этот "десерт" трудно переварить.
По поводу выросших артистов, исполняющих главные роли в фильме (Дэниел Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон), предварительно было много разговоров. Можно отнестись к этому философски - да, волшебство и сказки заканчиваются у многих, когда они вырастают. Но авторы картины рассмотрели проблему с ювелирной прагматичностью. Возраст героев при просмотре фильма ничуть не мешает.
Секрет в том, что все они сняты с помощью специальных камер, способов и приемов так, что кажутся и моложе, и меньше ростом. Крупных планов, способных обозначить возраст, не так уж и много. В основном планы общие, групповые, снятые сзади или сверху. И зачем, когда крупно можно показать лица гоблинов или морду дракона. И только в одной сцене, сделанной в белых размывчатых тонах - когда Гарри Поттер убивает Волан де Морта в себе, просматривается реальный возраст актера: то ли авторы не видели, как снять по-другому, или решили подчеркнуть, что Гарри стремительно повзрослел. Также возраст актеров обыгрывается в финале, но это рассказывать не буду.
Ну а чемпион по крупным планам в этом фильме - Тот, Кого Нельзя Называть. Если в первых картинах Волан де Морта нельзя было еще и рассмотреть, то в этом фильме он - Тот, Кого Можно и Нужно Показывать. Актера Рэйфа Файнса в образе Темного Лорда в картине так много, что ближе к ее концу становится понятно - ему практически нечего играть. По сюжету герои охотятся за оставшимися крестражами - вещами, животными или людьми, в которых спрятаны кусочки жизни Волан де Морта. И две эмоции для актера Файнса - показывать, как ему больно отдавать свою жизнь и как небольно отбирать чужую.
Последний фильм про Гарри Поттера в соответствии с требованиями времени сделан в 3D формате, что абсолютно неоправданно - эпизодов, где требуется объемность, на самом деле два или три. Хорошо смотрится в 3D захват Хогвартса. Битва, крайне похожая на отрывок из эпопеи "Властелин колец". И тролли, и орки, и каменные рыцари, и добрые волшебники... Поклонникам Толкиена будет интересно взглянуть. Еще красиво рассыпается в 3D формате Темный Лорд. Куски пепла буквально летят в глаза зрителю. Кажется, что чувствуется запах гари (не путать с Гарри). Впрочем, "Гарри Поттер и Дары Смерти - Часть 2" выпускается и в 3D, и в 2D форматах. Если хотите - платите больше и ступайте также в кинотеатр формата IMAX. Но если вы этого не сделаете - ничего не потеряете.
За одну актерскую работу в этой киноленте, как и во всей эпопее, следовало бы дать особый приз. Речь о Минерве Макгонагалл - профессоре Хогвартса. Именно в этой части ей дано наибольшее "экранное время", чтобы наконец-то проявить себя во всей красе. Не говоря уже о том, что именно эта актриса (Мэгги Смит) как никто другой подходит под выписанный в книге образ (еще в этом смысле можно похвалить Полумну Лавгуд (Иванна Линч), Беллатрису Лейстредж (Хелена Бонэм Картер), а также семью Малфоев, и семью Уизли). Сцены, где играет Мэгги Смит, заставляют сердце биться чаще: в них все, и английская сдержанность, и высокий актерский профессионализм - вот где настоящее волшебство. В последней серии приковывает к себе внимание и профессор Снегг (Алан Рикман). Зритель наконец-то узнает, какова его истинная сущность. .
... В каждом деле важно уметь вовремя поставить точку. Гарри Поттер уходит не по-английски - прощаясь. Конечно же, продюсерам и издателям будет жаль терять огромные деньги, заработанные на этом произведении (а то, что последняя часть соберет немало, - не сомневайтесь). Им будет гораздо больнее, чем зрителям и читателям, которые расстаются со своим героем. Но сумеют ли они справиться с собой? Или поддадутся соблазну и уговорят написать продолжение Джоан Ролинг или кого-нибудь еще. Слаб человек - лазейку в финале они для себя оставили. Так что возможно Гарри Поттер будет уходит от нас так же, как уходят со сцены Пугачева или Кобзон. Но эмоции расставания - они такие сильные. Почти как воскрешающий камень, который...Впрочем, все равно посмотрите. И все поймете.