11.07.2011 23:50
    Поделиться

    В Москве каждый седьмой мигрант получил патент на осуществление трудовой деятельности

    Каждый седьмой мигрант, приехавший в Россию, получил патент на осуществление трудовой деятельности в Москве.

    Много это или мало? Выдавать трудовые патенты начали с 1 июля прошлого года иностранцам, которые приезжают в нашу страну из ближнего зарубежья безо всяких квот. Таких, как известно, большинство. Они торгуют на рынке, строят дачи, ремонтируют квартиры. Квоту же на привлечение рабочей силы из-за рубежа предоставляют по заявкам предприятий. В последние годы квота в столице сократилась с 500 тысяч до 200 тысяч человек. За полгода, как сообщили "РГ" в УФМС по Москве, выдано более 90 тысяч разрешений на работу у юридических лиц или около половины от заявленной квоты. А на миграционный учет зарегистрировались более 700 тысяч человек!

    Где же остальные 600 тысяч? 47 тысяч из них, пояснили в УФМС Москвы, получили трудовые патенты. Если суммировать число выданных разрешений на работу и число патентов, то выходит, что официально вышли из тени, то есть заявили свое намерение не просто болтаться по Москве, а действительно работать, чуть более 140 тысяч человек. Не густо, конечно, но тем не менее, как отмечают в УФМС, тенденция к легализации налицо.

    - Если с 1 июля по 31 декабря прошлого года мы выдали 19 тысяч патентов, то за нынешние полгода в полтора раза больше, - рассказал замначальника УФМС по Москве Сергей Шевырев. - Мигранты легализуются, попадают в наши базы данных. Появляется более четкая картина, кто чем занят, адреса, по которым приезжие встают на миграционный учет.

    А сами мигранты, что им дает патент? Прежде всего чувство защищенности. "У нас с документами все в порядке", - говорят они при встрече с полицейскими. Патент выгоден и чисто экономически. "Раньше я четыре раза в год выезжал за пределы России и въезжал обратно", - рассказывает Шодибек Каландаров из Таджикистана. Шодибек посчитал, что такие поездки ему обходились в 20 тысяч рублей в год. Патент стоит тысячу рублей в месяц, то есть 12 тысяч в год. Причем эта тысяча - не пошлина, а налог на доход. Государство решило: узнать истинный доход мигранта, работающего у частника, все равно нереально. Поэтому и установили фиксированную сумму.

    В бюджет Москвы, например, за первое полугодие от выдачи патентов поступило 162 миллиона рублей, Московской области - 220 миллионов (там выдано 70 тысяч патентов). Но если услуга мигрантам пришлась по вкусу, легко ли ей воспользоваться? "Уже в октябре прошлого года к нам стали обращаться за патентами до 50 человек в день. Возникли очереди, - рассказывает начальник УФМС по Северному округу Виталий Кузьмин. - Я предложил: давайте рассредоточим эту работу по районным отделениям. Так и сделали".

    Сейчас в Северном округе выдается по 80-100 патентов в день. В каждое из 16 территориальных подразделений в день приходят за патентами по 4-5 мигрантов. Очереди маловероятны. Тишь да гладь застала я и в Управлении Федеральной миграционной службы по Южному округу столицы. "Выдача патента занимает минут десять, какие очереди? - удивился вопросу врио заместителя начальника управления Сергей Горицкий.

    Правда, признался он, в начале года мигранты в буквальном смысле слова осаждали здание управления на Судостроительной улице. Приезжали к шести-семи утра, записывались в очередь. И здесь выдачей патентов занялись все 16 территориальных подразделений, и тоже все наладилось. Но в Восточном окружном управлении дело поставлено по старинке. На лестнице крохотного здания окружного управления на 8-й Парковой улице я застала человек десять. Все время подходили и новые люди. Начальник УФМС по Восточному округу Татьяна Дмитриева пояснила: "Да, патенты у нас выдают только здесь, и только два сотрудника". И посетовала: "Выделить дополнительные кадры сложно".

    Чем это может обернуться? В Подмосковье, например, рынок на очереди среагировал мгновенно, предложив мигрантам вместо легальных патентов фальшивки. Рассказывает узбек Улукбек: "Два дня мы с земляками провели в Лобненском отделении ФМС, хотели получить патент. Дальше прогуливать не могли - приехали деньги зарабатывать, чтобы кормить семью, а не стоять в очереди. Поэтому отдали по 2,5 тысячи за фальшивый месячный патент посредникам. Это в два с половиной дороже настоящего, а главное, не избавляет нас от страха встретиться с полицейскими. Но другого выхода мы не знаем".

    Не опасаются ли распространения этой заразы столичные чиновники?

    - Нет, - твердо говорит Шевырев. - Патенты в Москве скоро можно будет получать не только в наших подразделениях, но и в создающихся многофункциональных центрах. Первые семь таких центров открываются в ближайшее время.