29.06.2011 23:00
    Поделиться

    Актер Илья Баскин: В Голливуде я играл, в основном, иностранцев - думаю, это и есть моя ниша

    (перевод публикации во вкладке Russia Now в The Washington Post)

    Анна Редюхина
    Специально для Russia Now

    Илья Баскин стал хорошо узнаваем в голливудской череде русских персонажей: американские зрители не всегда знают его по имени, но помнят его лицо. Успех на большом американском экране к актёру пришёл в восьмидесятые, когда он сыграл с Робином Уильямсом в фильме "Москва на Гудзоне". С тех пор актёр снялся в таких хитах, как "Самолёт президента", "Человек-паук", и появится в одной из самых ярких новинок лета - "Трансформерах-3".

    Для большинства американских актёров быть "типичным" - значит иметь серьёзные ограничения для карьеры. Баскину, который получил образование в Московском эстрадно-цирковом училище, его "типичность" помогла обрести нишу в Голливуде, сделала его успешным востребованным актёром. 

    Он приехал в Голливуд в 1976-м году, в самый разгар "холодной войны" между СССР и США. "Это была огромная, хорошо смазанная военная машина, - вспоминает актёр. - Когда Брежнев отпустил вожжи, большая тюрьма открылась и волна эмиграции захлестнула страну". Баскин, которому сейчас 61, ухватился за возможность поехать через океан в поисках лучшего будущего. 

    "Я бы никогда не простил себе, если бы не попробовал", - вспоминает он. Актёр поехал в Лос-Анджелес, чтобы попытать удачу в Голливуде. "Я не мог жить вне актёрской профессии", - говорит он и признаётся, что всем пожертвовал ради неё. 

    Американцу непросто пробиться в Голливуде. Для иностранца же трудности почти непреодолимы. "Каждому актёру приходится подрабатывать, пока он не станет стабильно востребованным", - сам Баскин работал в страховом агентстве и на швейной фабрике, пока не смог посвятить себя актёрству. Он даже был одним из владельцев русской газеты в Соединённых Штатах, которая называется "Панорама". 

    Настоящей трудностью был языковой барьер. Его Московское эстрадно-цирковое училище и актёрские успехи в России мало чем могли помочь при синхронном дубляже, где требовалось говорить по-английски, как на своём родном языке.  

    Когда его прослушивали на ведущую роль в "Лучшем в мире любовнике" (1977, режиссёр - Джин Уайлдер), Баскину помешал сильный акцент. Но талант его был несомненен, и режиссёр дал ему эпизодическую роль. 

    Ещё одной трудностью стало вступление в Гильдию киноактёров. Этот процесс Баскин описывает как замкнутый круг: "Если вы не член Гильдии, вам трудно получить роль, найти агента и так далее. В то же время, чтобы стать членом Гильдии, вы уже должны быть актёром". 

    Попадание в Гильдию означало попадание в обойму. Баскин вспоминает: "Когда я впервые приехал в Лос-Анджелес, меня представили Майку Фентону, который подбирал актёров для фильма Уайлдера "Лучший в мире любовник". Уайлдер был большим поклонником Станиславского, я ему понравился, и он дал мне маленькую роль в своём фильме. Эта эпизодическая роль и сделала меня приемлемым кандидатом для Гильдии". 

    Настоящий прорыв случился, когда Баскину дали роль в фильме "Москва на Гудзоне" (1984). Критики встретили его не вполне доброжелательно, посчитав чересчур легкомысленным для такого серьёзного дела, как политический побег. Однако в фильме есть весьма запоминающиеся сцены. К побегу готовится персонаж Баскина, но в действительности исчезает герой Робина Уильямса, прямо посреди "Блумингдейла". Ему это удаётся благодаря несогласованности в действиях ФСБ, Нью-йоркской полиции и охраны магазина. Фильм стал для Баскина началом серьёзной актёрской карьеры. Он трогательно играет роль клоуна Московского цирка - ведь и сам он в прошлом был клоуном. 

    Режиссёр фильма, Пол Мазурски, вспоминал, что работать с Баскиным было для него удовольствием. "Он виртуозный актёр, с настоящим комедийным талантом", - говорил Мазурски. 

    По словам Пола Маслянского, известного продюсера "Полицейской академии", он с самого начала наблюдал за карьерой Баскина в Голливуде. После успеха "Москвы на Гудзоне", продюсер поздравил актёра. Баскин внезапно стал получать предложения от Давида Леттермана, Джонни Карсона и других мэтров. "Он стал одним из немногих русских актёров, о существовании которого помнили режиссёры, когда проводили кастинг", - говорит Маслянский. 

    Многие актёры чураются типовых ролей, но Баскину они помогли найти свою стабильную нишу в Голливуде. "Во времена, когда Россия считалась врагом, русские и восточноевропейские актёры были востребованы", - вспоминает Баскин. Однако русские "плохие парни" не век будут держать пальму первенства. "Сейчас гораздо больше работы для актёров, которые выглядят как типичные мусульмане". 

    В "Трансформерах 3" актёр сыграл русского персонажа, бывшего космонавта, который обладает секретной информацией. В "Человеке-пауке 2" и "Человеке-пауке 3" Баскин играет квартирного хозяина Питера Паркера, мистера Дитковича, славянина по происхождению. 

    Баскин играет очень разных людей. "Анатолий из "Москвы на Гудзоне" имеет мало общего (или совсем ничего общего) с, к примеру, мистером Дитковичем", - говорит актёр. Свою "типичность" он считает, скорее, преимуществом. "Я играл, в основном, иностранцев - думаю, это и есть моя ниша. На что мне жаловаться? Это как если бы афроамериканец стал жаловаться, что его берут играть только чёрных. А так я играл много разных людей: хороших парней, злодеев, смешных, даже иногда знаменитостей… Мера моего участия в создании роли зависит от режиссёра. Кто-то хочет, чтобы ты делал в точности то, что они говорят, ни на букву не отходя от сценария. Другие более либеральны, с ними можно экспериментировать".  

    Ещё одна знаменитая сцена с Баскиным - в фильме "Сердцеедки", с Сигурни Уивер и Джином Хэкменом. Баскин играет официанта, который обнаруживает, что Уивер, притворяющаяся немолодой русской красавицей, совсем не умеет говорить по-русски. Он не выдаёт её, а она запевает единственную "русскую" песню, которую знает: "Назад в СССР". 

    Между ролями в кино, Баскин вернулся к своим корням театрального актёра. У него одна из ключевых ролей в пьесе "Гостиничная обслуга", которую поставила театральная компания "Опен Фист". В "Лос-Анджелес таймс" пьеса была названа "превосходным возобновлением сумасшедшего тонкого фарса 1937 года, с Джоном Мюрреем и Алленом Боретцем". 

    Для Баскина успех в том, чтобы содержать семью, делая то, что любишь. Свою тринадцатилетнюю дочь он считает самым выдающимся достижением. Такое удовлетворение сделанным - большой подвиг в Голливуде. Но у него всё же есть насколько профессиональных мечтаний, в которых русский акцент ему не понадобится. Его самая излюбленная мечта - сделать римейк "Дороги", драмы Феллини 1954 года. Актёр надеется, что однажды наступит день, когда он пересядет в режиссёрское кресло.

    Также доступна английская версия статьи.

    Поделиться