Эксперт: Малая приватизация стала "лакмусовой бумажкой" отношения местных властей к предпринимателям

Мы много говорим о том, что необходимо создавать и развивать малый бизнес. Но пока по-прежнему доля малого бизнеса в экономике страны составляет чуть более 15-20%. Тогда как в Германии малый бизнес составляет 60%, в Америке - 80%. В программе развития российской экономики до 2020 года стоит задача увеличения доли малого бизнеса до 40-60%. И одной из главных мотиваций должна стать так называемая малая приватизация.

В начале 1990-х годов малые предприниматели активно брали у муниципалитетов в аренду помещения. Как правило, большая часть подобных объектов находилась в совершенно "убитом" состоянии. Предпринимательское сообщество за свой счет приводило помещения в порядок, обживало их, раскручивало объекты с точки зрения бизнеса. Не секрет, что малый бизнес и то помещение, которое занимает предприятие, неразделимы. Мастерская бытового обслуживания, магазин шаговой доступности, офис небольшой туристической фирмы и прочие подобные малые, средние и микро-бизнесы существуют и развиваются в привязке к конкретному помещению.

Закон о "малой приватизации" - 159-ФЗ был принят летом 2008 г. Его основная цель: предоставить малым и средним предприятиям - арендаторам муниципальной собственности - возможность выкупить арендуемые помещения. По данным Министерства экономического развития РФ, на момент принятия закона малые и средние предприятия в целом по стране арендовали 5млн 192 тысячи объектов. За 3 года действия закона было выкуплено всего 24 тысячи помещения.

Малая приватизация стала настоящей "лакмусовой бумажкой" отношения местных властей к своим предпринимателям. Есть заинтересованность в развитии малого бизнеса - местные органы власти допускают предпринимателей к выкупу. В числе регионов, успешно реализующих 159-ФЗ, можно назвать Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Московскую область.

Есть и иной подход. Власти составляют усеченные списки помещений, подлежащих приватизации. В целом по стране из более чем 5 миллионов объектов, которые могли быть приватизированы, в такие списки попал всего 1 млн помещений. Оставшуюся собственность власти на местах в буквальном смысле прячут в специальные списки, препятствуя реализации законного права малого и среднего бизнеса на собственность. Например, в Москве за три года действия 159-ФЗ представителям малого и среднего бизнеса не было продано ни одного помещения.

Уверен, что подобные инициативы перечеркивают политику высшего руководства страны. Государство не раз заявляло о том, что не намерено аккумулировать за собой большие объемы собственности, приватизация будет продолжена, средства от ее реализации направят на погашение дефицита бюджета, а впоследствии и на целевые социальные программы. Малый и средний бизнес смог приватизировать лишь 2,4 процента от имущества, включенного в список для малой приватизации, или 0,46 процента от всего количества имущества, которое арендовал малый и средний бизнес на день принятия закона.

Вопросы о том, почему и по чьей вине блокируется "малая приватизация", а также инициативы, касающиеся усиления процесса выкупа муниципального имущества предпринимателями, приоритетны и для правительства, и для Государственной Думы. Сейчас в Комитете по собственности идет активная работа над 159-м Федеральным законом. Надеюсь, что до конца 2011 года Госдума примет поправки, серьезно облегчающие арендаторам - малым и средним предприятиям - выкуп муниципальных помещений.

На основании мониторинга в Комитете по собственности уже подготовлены соответствующие поправки в законодательство, которые прежде всего пересмотрят нормы приватизации муниципального имущества.

В первую очередь мы намерены снять привязку права на приватизацию к году принятия закона. Например, сейчас под выкуп подпадают только арендаторы, которые заключили договор до 4 августа 2006 года, т.е. за два года до вступления в силу федерального закона. Гораздо эффективнее в данном случае так называемый револьверный принцип: два года аренды до подачи заявления о приватизации.

Еще один важный акцент - введение минимальных критериев, серьезно урезающих не всегда позитивные инициативы местных властей: общая площадь выкупаемого помещения вне зависимости от их решений должна быть не менее 500 кв. метров, а срок рассрочки - не менее 3 лет.

Под контроль попадут так называемые запретные списки. По данным Росимущества, в такие перечни уже включены 50 180 объектов общей площадью 12 миллионов кв. метров. И причем, не всегда обоснованно. Целесообразно в данной ситуации ввести ограничения, установленные на федеральном уровне.

Еще одним пунктом в борьбе с чиновничьими барьерами станет методика рыночной оценки выкупаемых помещений. Проведенный нами мониторинг показал, что в некоторых регионах рыночные цены на выкупаемые помещения поднялись в два раза: абсолютно одинаковые по исходным параметрам площади в начале года выкупались по одной цене, а в конце года - уже в два раза дороже. Как правило, местные власти отдают предпочтение определенным оценочным фирмам: тем оценщикам, которые определят рыночную стоимость в интересах муниципального руководства. Поэтому необходимо закрепить в законе за предпринимателем право самостоятельно выбирать оценщиков, а также подавать в суд на пересмотр оценки, выставляя в качестве аргумента отчет сторонней оценочной организации, так называемый принцип оценка против оценки.

Я перечислил лишь некоторые инициативы. Сегодня очень важно организовать открытое обсуждение "малой приватизации". Более пяти миллионов предпринимателей, фирм среднего и малого размера в нашей стране именно благодаря 159-ФЗ могут стать собственниками. Т.е. миллионы граждан - предпринимателей, владельцев и сотрудников малого, среднего и микробизнеса - заинтересованы в том, чтобы малая приватизация действительно реализовывалась, в том, чтобы 159-ФЗ работал.