23.05.2011 23:10
    Поделиться

    Кто мешает реформам школы на селе?

    По данным Института развития образования (ИРО) ВШЭ, в селе живут примерно 25-27% населения России. Как правило, или в очень маленьких деревеньках, или в крупных селах.

    Как при таком неравномерном расселении обеспечить всем школьникам качественное образование?

    Директор Центра прикладных экономических исследований ИРО Татьяна Абанкина предлагает развивать так называемую узловую модель школ, когда вокруг одной очень крупной и оснащенной школы группируются средние по размеру и маленькие учебные заведения, между которыми хорошо налажено взаимодействие. Для чего все это надо? По данным минэкономразвития, 15-20% бюджетных расходов на социалку, в том числе - образование, превышают норматив. Самые затратные - сельские школы.

    Попытка оптимизации уже предпринята. Недавно в восемнадцати российских регионах прошел эксперимент: 156 небольшим сельским школам, расположенным в отдаленных районах, предложили несколько моделей реформирования. Среди них - базовые школы с сетью филиалов, ресурсные центры, сельские профильные школы. Оказалось, менять что-либо в сельском укладе очень сложно. И не только из-за того, что учителя были категорически против. Многие, наоборот, уже понимают необходимость реформ. Трудности, как ни странно, возникли из-за управленцев.

    Законодательство о местном самоуправлении гласит: район и райцентр - разные муниципальные объединения. По мнению Абанкиной, если в муниципалитете больше 40 сел, управление ими в "одно лицо" уже неэффективно. А у нас полно таких, где 200 поселений! Тут любая реформа забуксует. Поэтому срочно нужен закон об интеграции и кооперации учебных заведений, а в проект закона "Об образовании" надо внести поправки.

    Поделиться