18.05.2011 23:35
    Поделиться

    Россия - второй по величине интернет-рынок в Европе после Германии

    Вклад Интернета в экономику России к 2015 году может составить 3,7 процента ВВП. Такие данные приводятся в отчете международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group, сделанном по заказу Google.

    Россия является вторым по величине интернет-рынком в Европе по количеству пользователей, уступая лишь Германии. Однако в относительных цифрах ситуация не столь радужная: к широкополосному Интернету в 2010 году были подключены лишь 24 процента российских домохозяйств (в 2009 году - 20%).

    По оценкам авторов отчета, вклад Интернета в ВВП России в 2009 году составил 19,3 млрд долларов (1,6% ВВП). Если исключить нефтегазовую составляющую, которую Всемирный банк оценивает в четверть российской экономики, то доля Интернета будет равняться 2,1 процента ВВП. Эта цифра сопоставима с аналогичными показателями Италии (1,9%) или Испании(2,2%), но намного ниже Дании (5,8%) и Великобритании (7,2%).

    Наибольший вклад вносит потребление услуг Всемирной сети жителями страны (12,6 миллиарда долларов). Оно, в свою очередь, состоит из электронной коммерции ($7,4 млрд) и затрат пользователей на непосредственный доступ к Интернету ($5,1 млрд). "Тот факт, что на доступ к Интернету отечественные пользователи тратят почти столько же, сколько на покупку товаров и услуг онлайн, отражает относительную неразвитость электронной коммерции в России. Также это говорит о восприятии российским пользователем Всемирной паутины в большей степени как способа получения информации и среды для коммуникации, а не как платформы для совершения покупок или финансовых транзакций", - отмечается в докладе. Существенный вклад в российскую интернет-экономику вносят инвесторы (10,5 млрд долларов), а госзатраты, объем которых пока не очень велик (1,5 млрд долларов), будут расти по мере развития инфраструктуры и проникновения Интернета.

    Для определения широты охвата и степени воздействия Всемирной паутины на общество и коммерческую деятельность был разработан индекс активности использования Интернета. Он отражает три основных параметра: доступность, активность пользователей и объем продаж через Интернет. Во главе списка находятся Дания, Швеция и Великобритания. Россия по своим показателям сопоставима со странами БРИК, Грецией или Италией. По доступности Интернета наша страна сильно отстает от ведущих развитых стран, но опережает развивающиеся. А по объему продаж и активности пользователей уступает в том числе и Бразилии.

    Если говорить о доступности Интернета для россиян, то, согласно отчету, наша страна находится на втором месте в Европе по численности подключенных к Всемирной сети людей - первое место занимает Германия. По подсчетам ФОМ, опубликованным в марте 2011 года, количество интернет-пользователей в нашей стране составляет 50 млн человек, а на конференции РИФ+КИБ, прошедшей в нынешнем году, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев озвучил цифру в 57 млн человек. В 2006 году лишь 25 млн россиян имели возможность выйти в Интернет.

    Для оценки распространенности Интернета в России авторы отчета использовали так называемый индекс проникновения и распространения Интернета в регионах (e-Intensity). В его основе лежат пятнадцать параметров, включая проникновение фиксированного широкополосного доступа, частоту онлайн-покупок и так далее. В нашей стране доступность Интернета и объем онлайновых продаж существенно отличаются в разных федеральных округах, крупных городах и селах, отмечается в отчете. Для выявления различий были изучены 7 федеральных округов, Москва и Санкт-Петербург.

    Лидером по всем параметрам, как и ожидалось, стала Москва - разрыв по шкале индекса e-Intensity между столичным и среднероссийским значениями составил 2,4 раза, а в сравнении с самым низким в стране - 3,3 раза. Санкт-Петербургский индекс выше среднего по России в 1,9 раза.

    Авторы отчета объясняют это тем, что распространение широкополосного доступа в Интернет среди домохозяйств и его стоимость сильно отличаются в зависимости от региона. Так, в Москве проникновение Интернета составляет 55%, а в среднем по стране - 20%. Кроме того, скорость доступа в столице примерно в 9 раз превышает среднероссийскую. Примечательно, что активность пользователей, также влияющая на показатель индекса e-Intensity, практически не отличается от региона к региону. Таким образом, заметная разница в использовании Интернета в разных регионах России объясняется в первую очередь неразвитостью инфраструктуры, говорится в отчете.

    Россия - второй по величине интернет-рынок в Европе после Германии. Но вклад Всемирной сети в наш ВВП - скромные 1,6%

    По мнению авторов отчета, Интернет потенциально способен повлиять на любую отрасль экономики. Прежде всего - за счет пяти основных рычагов: охвата более широкой аудитории, а также взаимодействия с потребителями без физического контакта; появления новых бизнес-моделей, основанных на более эффективном взаимодействии с партнерами и потребителями; повышения прозрачности; оптимизации продаж стоков; увеличения производительности за счет автоматизации ряда бизнес-процессов.

    Российскую интернет-экономику формирует круг компаний, которые дают возможность предприятиям вести бизнес во Всемирной паутине, а потребителям иметь доступ в Сеть и пользоваться ее возможностями. Эти компании являются двигателями отрасли. В России в них трудятся около 130 000 сотрудников, а их годовая выручка, связанная с Интернетом, составляет $23 млрд.

    В России доля компаний, создающих контент и предоставляющих онлайн-услуги, относительно мала. Объяснить это можно двумя факторами. Во-первых, тем, что российская интернет-экономика находится сейчас на этапе активного развития и еще не до конца сформирована. Во-вторых, особенностями географии: создание инфраструктуры доступа в Интернет на больших территориях требует более крупных инвестиций, чем в меньших по размеру странах, и это во многом объясняет тот факт, что значительная часть российских компаний приходится на инфраструктуру.

    Необходимо отметить, что эффективность компаний, обеспечивающих работу Интернета, в России ниже, чем в развитых странах - работает большее количество людей относительно объемов выручки, чем в более развитых странах.

    Одной из сфер экономики, где влияние Интернета наиболее ощутимо, является розничная торговля. Трансформируются ключевые аспекты отрасли: меняются каналы маркетинга и продаж, операционные и логистические процессы, появляются новые бизнес-модели. Потребитель, делая покупки онлайн, экономит время и получает доступ к более широкому ассортименту товаров. По данным отчета, цены в Интернете примерно на 7 процентов ниже, чем офлайн.

    По оценкам авторов отчета, к 2015 году доля интернет-экономики в ВВП России может вырасти до 3,7 процента при оптимистическом сценарии развития. Базовый сценарий предусматривает рост до 2,6 процента. Главным стимулом роста будет служить потребление населением, увеличивающееся на 33% в год или 26% в год в соответственно этим сценариям.

    Авторы отчета выделили ряд ключевых факторов для роста интернет-экономики: потребление, инвестиции, рост экспорта связанных с интернетом товаров и услуг, рост затрат государства на развитие отрасли.

    Особую роль в развитии интернет-экономики может сыграть государство. Один из важнейших факторов, обусловливающих развитие Интернета в России, - формирование эффективной законодательной базы, которая определит правила взаимодействия компаний между собой, потребителями и госорганами.

    Полный отчет The Boston Consulting Group в формате PDF

    Поделиться