15.04.2011 12:52
    Поделиться

    Юрий Трутнев: Выяснить причину провала на станции Березники могут зарубежные ученые

    Ученые разошлись в выяснении причин провала на железнодорожной станции Березники

    Сегодня в Перми министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев провел заседание правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в городе Березники.

    Участники совещания доложили о состоянии двух провалов в городе Березники, первый из которых, размером 446 на 339 метров, образовался в 2007 году на Первом руднике ОАО "Уралкалий", а второй 25 ноября 2010 года на путях железнодорожной станции Березники.

    Как ранее сообщала "РГ", ОАО "Галургия" ведет мониторинг состояния провала на железнодорожной станции. И пока опасный участок охраняется, ученые разрабатывают меры, которые позволят предотвратить дальнейшее разрушение газопровода и железнодорожных путей.

    Скорее всего, уже летом будет принято окончательное решение о ликвидации станционного провала. Размер воронки пока неизменны - 112 на 64 метра. Однако, по прогнозам специалистов Горного института Уральского отделения РАН, провал может увеличиться: на 15 метров с одной стороны и на 40 - с другой. Причем до ближайших железнодородных путей - 33 метра, и именно в эту сторону воронка может увеличиться на 40 метров. В этом случае движение через железнодорожную станцию будет остановлено.

    - Сейсмическая активность низкая, - считает заместитель директора Горного института УрО Ран по научной работе Игорь Сапфиров. - Самая большая опасность - осыпание бортов воронки из-за таяния снега. Исследования показали, что связи между первой и второй воронками нет, а это означает, что вторую можно ликвидировать.

    Как считают ученые Горного института, пробурившие для исследований вокруг железнодорожной станции 15 инженерно-геологических скважин, "причин связывать данные процессы с влиянием затопленного рудника нет. Вероятнее всего - это карстово-суффозионные процессы". Однако специалисты ОАО "Галургия", напротив, говорят о возможном влиянии горных выработок.

    - Я дал поручение Ростехнадзору разобраться в этой ситуации, - подчеркнул Юрий Трутнев. - Если ученые не придут к единому мнению, то нужно найти третий институт (российский или международный), который выскажет свою позицию. Ведь точность определения причины позволяет верно прогнозировать дальнейшие события.

    На вопрос губернатора Олега Чиркунова, возможно ли образование провала или проседаний грунта в зоне жилой застройки города Березников, эксперты отвечают, что точная информация об этом будет готова только к концу года, когда будет создана база данных по состоянию грунтов и пород и их способности к проседанию. Тенденций для образования провала в городе нет.

    - У нас три задачи, - отметил министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. - Это обеспечение безопасности жизни людей, восстановление инфрастуктуры и обеспечение нормальной работы предприятия. Сообща мы эти задачи решаем. При этом имеем второй провал - не за тридевять земель, а на территории, где постоянно проводится мониторинг. А надо было за месяц предупредить железную дорогу, что скорость проседания увеличилась. И, на сколько я помню, когда мы приехали на место провала, там вагончик лежал… так мы умеем прогнозировать?

    - Умеем, - ответили специалисты "Галургии". - Такой прогноз был еще в январе 2010 года.

    - Можно определить место оседания, но время провала спрогнозировать очень сложно, - дополняют инженеры Горного института.

    Пока же "Российские железные дороги" осуществляют постоянный мониторинг на станции - за состоянием земляного полотна следят так называемые поворотные камеры, сигнал которых поступает дежурным диспетчерам Березников.

    - Наша задача - ликвидировать воронку и восстановить всю инфрастуктуру, - заявил начальник департамента капитального строительства ОАО "РЖД" Алексей Тихонов. - Потому что если станцию переносить и строить на другом месте - это на порядки дороже, не менее 10 миллиардов рублей. Станция Березники будет восстановлена в полном объеме уже к концу года.

    - Нужно совершенствовать инструменты прогнозирования, - подытожил услышанное Юрий Трутнев. - Сейчас говорим, что процессы далеки от зоны жилой застройки, но все равно явления в этой зоне надо изучать. Эта проблема в Березниках уже давно перестала быть теоретической и перешла в разряд практических. В течение трех месяцев будет готов проект по ликвидации второго провала. В течение же ближайших двух недель жду от вас план по ликвидации воронки. Я считаю правильным решение по ликвидации провала. Но это не значит, что ее можно засыпать, восстановить сверху железнодорожное полотно и пустить поезда. Нет, нужно восстановить и в течение некоторого времени мониторить ситуацию, а уже потом говорить о возможности восстановления станции в полном объеме.

    Поделиться