К 1 сентября Минэкономразвития и ФАС должны подготовить согласованный законопроект о госзакупках. Но есть большие сомнения в том, что к тому времени у двух ведомств не останется разногласий.
Министерство и ФАС продолжают настаивать каждый на своей концепции закона. В пятницу заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев объяснил журналистам, почему его ведомство категорически против поправок в действующий 94-й закон, что предлагает ФАС, и пишет с чистого листа закон о федеральной контрактной системе.
Аргумент первый - за пять лет 94-ФЗ претерпел столько правок, что превратился в нечто несуразное. "100 метров колючей проволоки", - образно выразился замминистра. Аргумент второй - действующий закон регулирует только процесс размещения заказа, все остальные этапы госзакупок остаются вне регулирования. А закон о федеральной контрактной системе призван урегулировать весь цикл госзакупок - от планирования (на три-пять лет вперед) до анализа конечного результата.
Возможно, ФАС не возражала бы против того, чтобы 94-ФЗ стал составной частью закона о федеральной контрактной системе, если бы не принципиальные разногласия по вопросам размещения заказа и выбора исполнителя. Служба настаивает, чтобы почти все товары, услуги, работы (за исключением творческих, научных) проходили через аукцион - самый объективный и антикоррупционный способ размещения заказов. В минэкономразвития считают, что способы размещения могут быть разные - в зависимости от сложности товара или работы. Министерство предлагает все госзакупки разделить на три категории. Первая - простые товары (работы), которые легко описываются. Их отправлять на аукцион, где главный критерий - цена. Вторая категория - сложные заказы, где цена не главный показатель. Для них предусмотреть конкурсы. При этом министерство не возражает против двухэтапного проведения конкурса (с предквалификацией). "Имеют право на жизнь и конкурентные переговоры", - считает Лихачев. А ФАС остается противником предквалификации и конкурентных переговоров, считая эти формы крайне коррупционными. Третья категория - единственный поставщик, где конкуренция отсутствует вовсе. Сегодня единственный поставщик в законе предусмотрен, но в крайне ограниченных случаях. Министерство предлагает расширить этот перечень. Лихачев опроверг миф, будто министерство якобы исходит из презумпции невиновности чиновника. Это не так. По его словам, закон о федеральной контрактной системе позволит "эффективно наказывать недобросовестных и поощрять законопослушных".