В день смеха в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве прошла презентация книги "В кругу себя" Давида Самойлова, одного из самых мудрых поэтов XX века. 1 апреля было выбрано неслучайно. Все тексты, собранные в этом издании, нельзя читать без улыбки.
Современное молодое поколение вообще вряд ли знает, кто такой Давид Самойлов. А если и знают, то, скорее всего, его стихи о войне. В этой книге поэт открывается совершенно с другой стороны, незнакомой широкому кругу читателей, но хорошо известной для друзей и знакомых. Поэтому книгу можно назвать очень личной.
Давид Самойлов, сын врача, взявший в память о нем псевдоним (настоящая его фамилия Кауфман), воевал, был ранен. Обороне под деревней Лодвой посвящено одно из самых известных его стихотворений "Старик Державин". Участвовал в освобождении Польши, что тоже нашло отражение в стихах. О себе О себе писал: "Мне выпало счастье быть русским поэтом. / Мне выпала честь прикасаться к победам. / Мне выпало горе родиться в двадцатом, / В проклятом году и в столетье проклятом. / Мне выпало все. И при этом я выпал, / Как пьяный из фуры в походе великом. / Как валенок мерзлый валяюсь в кювете. / Добро на Руси ничего не имети".
В проклятом году и в столетье проклятом. / Мне выпало все. И при этом я выпал, / Как пьяный из фуры в походе великом. / Как валенок мерзлый валяюсь в кювете. / Добро на Руси ничего не имети".
Но несмотря на не самую простую жизнь, Дезик, как его прозвали еще в младенчестве, всегда оставался веселым шутником и именно об этом напоминает вышедший посмертно сборник.
"В кругу себя" - собрание шуточных дружеских посвящений, пародий, афоризмов, юмористических экспромтов, литературных экспериментов и карикатур Давида Самойлова, слывшего известным остроумцем и шутником. Вот что он пишет о названии: "Некоторые читатели предлагали мне изменить название книги и назвать ее "В кругу исчисленном светил". Я бы пошел навстречу читательским пожеланиям, если бы видел вокруг себя еще хоть одно светило. Приходится из скромности оставить прежнее название".
Сборник уникален тем, что многие из этих неформатных текстов не предназначались для печати, они бы просто не прошли цензуру. Как правило, они были легендами, анекдотами, бытовавшими в кругу близких автору людей. Здесь вы найдете шуточные послания Фазилю Искандеру, Юрию Левитанскому, Булату Окуджаве, Юрию Лотману, Зиновию Гердту, Евгению Евтушенко и многим другим известным людям.
Возможно, эта книга никогда не увидела бы свет, если бы не друг Самойлова Юрий Абызов, который собрал все это воедино и которому здесь тоже нашлось свое посвящение под названием "Абызьянник, или Абызов в басне".
К сожалению, не все, кто был заявлен в программе, пришли на вечер. Но те, кому довелось прочесть отрывки из книги, сделали первоапрельский вечер действительно шуточным.
Критик Андрей Немзер, представивший это издание, охарактеризовал его как "книгу домашней поэзии". Автобиографию, которая "является наиболее полной, и ошибки, допущенные по вине Британской Энциклопедии в других моих жизнеописаниях, здесь устранены", довелось прочесть Павлу Любимцеву. Александру Ширвиндту достался замечательный научный трактат "О старости доблестной", которая бывает "по возрасту, по умонастроению, по соображениям высшего порядка". Антонина Кузнецова зачитала часть, посвященную дамам. Также в вечере принял участие Вениамин Смехов и другие друзья Самойлова. К сожаление, никто не зачитал "Поступальник", который, как свод правил, можно сейчас выдавать абитуриенту, потому что по прошествии лет он не стал менее актуальным.