Благодаря расширившимся до всех географических и эстетических пределов амбициям "Золотой маски" мы смогли увидеть не только то, что творится в соседней Польше, в глубине России, но и по ее краям, там, где некогда обитал СССР. Через 20 лет после распада советской империи "Золотая маска" и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ привезли в Москву спектакли театров "Ильхом" из Ташкента, "Дах" из Киева, Центра имени Курбаса из Киева, кукольного театра из Еревана.
То, что через три года после трагической гибели основателя театра "Ильхом" Марка Вайля, застреленного на пороге своей квартиры, мы смогли увидеть совместную работу этого театра и московского режиссера, создателя театра SounDrama Владимира Панкова - более чем счастливое обстоятельство. Прекрасные актеры Вайля, прошедшие самую изощренную школу, получили возможность встречи с новым типом зрелища и существования на сцене.
"Семь лун" Алишера Навои - это суфийская притча о таинственном балансе славы и бесславия, величия и унижения, и о шахе, все имевшем и все потерявшем из-за своей царственной гордыни. Написанная на фарси, эта поэтическая притча, соединившись с русским, на котором традиционно играют в "Ильхоме", с традиционной музыкой суфийского Востока и современной рок-музыкой Запада, образовала удивительный коктейль самих ритмов, звуков и энергий (музыка SounDrama, Москва и Omnibus, Узбекистан). Из этих сочетаний, к которым стоит добавить элегантный стиль офисных костюмов и пестрые цвета узбекских халатов (художники Сергей Агафонов, Наталья Жолобова), пластику восточного танца и сдержанность официозного европейского жеста (Сергей Землянский), рождается новый, будоражащий своими возможностями стиль "Ильхома".
Сознание того, что этот национальный, полный таинственности мир постепенно выдавливается из глобализированной культуры нового человечества, заставляет Владимира Панкова и его актеров искать форму гармоничных или парадоксальных соединений старого и нового, исторического и современного, русского и фарси, узбекского и английского.
Жаль, не всегда смысл слов, внутренняя драматическая логика так же легко проникает в воображение публики, как эти яркие и яростные сочетания форм, звуков и языков. И потому история прекрасного шейха, потерявшего из-за гордыни возлюбленную, так и не успевает проясниться до конца.
Чуть раньше в рамках этой программы был показан спектакль "Эдип. Собачья будка", о котором "РГ" уже писала 13 сентября 2010 года. Пьеса Клима, ставшего легендой российского театра в 90-е и вдохновившего новую волну украинского театра в 2000-е - это короткие диалоги в тюрьме, где непонятно, кто палач, а кто жертва. Публика сидит, глядя вниз, на заключенных в клетках, исступленно выкрикивающих: "Нам плевать на нашу волю!" В конце первого действия их заколачивают досками, в конце второго, где речь идет собственно об Эдипе и природе власти, тоже самое проделывают с публикой, заставляя при этом петь украинский гимн. Это самый яростный политический перформанс современной Украины, исследующий ситуацию, когда болезненная активность без всякого разбега перешла в стадию болезненной апатии. В Москве на этот вызов публика прореагировала забавно - она просто принялась петь, кто во что горазд - точный символ нашего общественного разброда.
В рамках программы театров СНГ еще предстоит показ спектаклей "Курбас. Реконструкция" группы "ТанцЛабораториум" и Театрального центра им. Курбаса (Киев) и "Полет над городом" Театра кукол из Еревана.