Музыка одного из лидеров отечественной "металлической" сцены по-прежнему энергетична и по-новому несгибаема.
- Ну что, еще повоюем? - брошенный в зал вопрос был первым в разговоре солиста с публикой. Для последней здесь вопроса не было - она прекрасно знала, что это название следующей песни, и едва гитары, разогнав вступление до скорости и децибел "Харлея" без глушителя, передали эстафету голосу, зал повел "Еще повоюем" так, словно знал песню не несколько недель, а уже много лет. Слово за словом, фразу за фразой непростого, полного смыслов текста.
...Знающие Валерия Александровича Кипелова (1958 г.р.), по общему мнению лучшего певца нашей "металлической" сцены, нисколько не удивлялись, что "Жить вопреки" так долго (предыдущий студийный альбом группы "Реки времен" был издан в 2005-м) не выходит из прокатного стана. Человек, ответственно относящийся к каждому произносимому им слову и спетому звуку, Кипелов превзошел самого себя в кропотливости работы над вторым номерным альбомом. Первые песни к нему появились еще в 2006-м, "Не сейчас", "На грани", "Жить вопреки" выходили к публике клипами, синглами, отдельными номерами в концертах. А между тем на студии музыка снова и снова перезаписывалась группой в новых аранжировках, сводилась и пересводилась в разных странах (последние движения на микшерском пульте делал знаменитый Майкл Восс, автор звука на альбомах Майкла Шенкера и Стива Лукатера), в спорах Кипелова и Маргариты Пушкиной мучительно рождались стихи.
На концертах большинства "тяжелых" групп из текстов песен слышны и подхватываются массовкой в основном нарочито-незамысловатые припевы-слоганы, а прочее за ненадобностью тонет в оглушительном и не очень разборчивом зальном звуке, грохоте барабанов и бас-гитар. А тут:
"Ветер, бей сильней,/Раздувай огонь в крови, /Дух мятежный, непокорный, /Дай мне знать что впереди, /Чтобы жить вопреки!" - барабаны с гитарами стройно несутся во весь опор, но их сверху перекрывает высокий голос солиста.
"Рано звонить в колокола - небо тревожить впустую,/Если ты можешь - встань и иди, /Ведь жизнь не подарят другую!" - на каждой короткой фразе ставит смысловой акцент, скрежещущий бас Алексея Харькова.
"Власть огня - живых и мертвых сочтет /Власть огня - здесь брода нет, /Но есть последний твой удар /Все остальное не в счет" - а тут уже молот Александра Манякина бьет и бьет по наковальне ударной установки Tama, подсвечивая багровые отсветы во мраке пушкинского стиха, уже выученного всеми.
В канун выхода "Жить вопреки" Валерий Кипелов много говорил о концептуальности нового альбома, о том, что весь он - о неизбежной для думающего человека необходимости жить вопреки обстоятельствам, о невозможности сдачи на милость суровой действительности. Этот смысл отражен и на обложке диска, в перерывах между песнями появлявшейся на боковых экранах зала: в центре композиции - человек, рвущийся к свету из скопища монстров (куда ж без них на обложке диска heavy metal группы!). Справедливости ради скажем, что эти смыслы звучали у Кипелова всегда. Группа включила в программу концерта свои испытанные боевики, и было видно, что публика не делает различий между старыми и новыми песнями. С упоением подхваченные залом "Пророк" ("Дай родиться вновь /Из воды и света,/Жить, не зная тайн, /Завтрашнего дня"), "Смутное время" ("Мы еще живы! / Кто-то спасется, кто-то - нет... Нас не возьмешь!") и даже хит поздней "Арии" "Путь в никуда" ("Лучше камнем вниз, чем жить по чьей-то воле. / Этот путь я выбрал сам") оказались очень в тон свободолюбивым настроениям нового альбома! Тем более как композитор и генератор идей опытный рок-боец Кипелов, судя по концерту, по-прежнему на большой высоте, его новые мелодии вышли столь же музыкально емкими и энергетичными, что и прежние. Особенно будучи поддержаны аранжировками, заметно усложнившимися по сравнению с "Реками времен": звуки оркестра "Глобалис", струнного квартета Игоря Горского (конечно же, "забитые" в портостудию - музыкантов во фраках на сцене во время концерта не наблюдалось), с которых апокалиптически начинались та же "Жизнь вопреки" или по-кипеловски тяжелая баллада "Дыхание последней любви" придавали саунду группы черты "большого стиля".
...По-юношески неутомимо бороздивший сцену из конца в конец Валерий Александрович перед самыми бисами, на которых публика, конечно же, дождалась, и "Здесь куют металл", и "Воли и разума" решил устроить себе небольшую передышку. Вся группа выстроилась у рампы, и а капелла исполнила вместе со слегка удивленным залом русскую народную песню. Не уверен, что музыканты что-то имели в виду, но в контексте нового альбома слова "Ой да не вечер" прозвучали донельзя уместно.