После соболезнований и попыток предложить помощь японским атомщикам в руководстве российского атомного монополиста - концерне "Росэнергоатом" - заговорили наконец об уроках, которые из всего случившегося в Японии необходимо извлечь нам, в России.
Первый зам. директора концерна по производству и эксплуатации Олег Черников обозначил два ключевых момента. Во-первых, это меры по обеспечению теплоотвода и расхолаживанию активной зоны - они должны приниматься безотлагательно, в первые же часы. По убеждению Черникова, тут кроется "самый главный критерий успеха". Второе безусловное правило - весь эксплуатационный персонал станции должен быть нацелен на "незамедлительные действия по предотвращению развития аварии по наиболее тяжелому сценарию, используя любую, в том числе и внешнюю помощь".
Почему это так важно, он разъяснил в комментариях Nuclear.Ru: на "Фукусиме" упустили время, в этом объяснение всех наслоившихся потом проблем. "Охлаждать надо было сразу. Надо было везти любой дизель-генератор с мощностью, который позволяет включить штатный насос для подачи воды, либо подавать воду по-другому, вплоть до пожарных машин, где это возможно", - считает Черников.
А сейчас, когда повреждено ядерное топливо на четырех энергоблоках, главная забота - предотвратить или хотя бы минимизировать распространение радиоактивных веществ. Ясно и другое: чтобы локализовать радиоактивные вещества, провести дезактивацию пострадавших территорий и законсервировать саму станцию, потребуются месяцы, а может, и годы. И миллиарды долларов непредвиденных затрат.
Как не раз заявлял от лица "Росатома" руководитель департамента коммуникаций Сергей Новиков, наши атомщики готовы оказать Японии любое возможное содействие в разрешении ситуации на АЭС "Фукусима" в случае поступления соответствующего запроса. Но инициатива должна исходить от японской стороны.
- Как только японские коллеги скажут, какая им нужна помощь, мы сразу же откликнемся, - уточнял Новиков.
И вот сегодня в зону бедствия намечается отправка из России 400 индивидуальных дозиметров, 5 тысяч защитных масок, некоторых других материалов и снаряжения. Это тот минимум, который японская сторона согласилась и захотела принять от своих коллег-атомщиков. И тут, увы, понимай как хочешь - то ли корпоративная гордость не позволяет, то ли японцы столь невысокого мнения о профессиональных возможностях специалистов "Росатома".
Между тем владеющая "Фукусимой" энергетическая компания TEPCO вновь допустила ошибку при обработке данных радиационного мониторинга. Как сообщил официальный представитель Агентства ядерной и промышленной безопасности Японии Хидехико Нисияма, часть данных оказалась недостоверна из-за допущенных ошибок, что ставит под сомнение и предыдущие отчеты компании.
Радиоактивный йод-131 из Японии уловили датчики Нововоронежской АЭС. Об этом "Российской газете" поведал начальник отдела радиационной безопасности НВАЭС Александр Маматов. По его словам, это обнаружилось после штатной смены фильтров на постах внешнего дозиметрического контроля. Такие фильтры меняют в самом конце месяца. И вот за то время, что прошло после аварии, на них осело едва уловимое, на грани погрешности регистрирующих приборов, количество "чужих" изотопов. Никакой реальной опасности, по словам Маматова, эти микроскопические количества для населения не представляют, а лишь подтверждают работоспособность и требуемую чувствительность используемого на станции и вокруг нее дозиметрического оборудования.