15.03.2011 00:46
    Поделиться

    Власть и бизнес совместно поработают над нормативными актами

    Минэкономразвития взяло на себя обязательства по обеспечению участия бизнес-сообщества в процессе подготовки оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов министерств и ведомств. В свою очередь бизнес пообещал активно участвовать в этом процессе, причем не только по конкретным проектам актов, но и в плане информационно-аналитической работы.

    Данный факт зафиксировало соглашение, подписанное минэкономразвития, РСПП, ТПП, "ОПОРА России" и "Деловая Россия" о взаимодействии между министерством и организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества при проведении оценки регулирующего воздействия.

    Новая для нашей страны процедура оценки нормативно-правовых актов была введена меньше года назад. Обязанности по ОРВ возложили на минэкономразвития, в котором появился специальный департамент.

    Как рассказал Александр Молонтников, советник президента "Деловой России", важным элементом процедуры ОРВ являются публичные консультации. "Они необходимы, чтобы получать прямой отзыв от граждан, предпринимателей и их объединений информацию о перспективах эффективности того или иного нормативного акта, рисков, которые сопровождают его принятие, - пояснил эксперт. - Сегодня любой заинтересованный человек может найти информацию об оцениваемом проекте нормативного акта на сайте министерства и прислать свои замечания по электронной почте".

    По словам Александра Молонтникова, чтобы попасть под пристальное внимание минэкономразвития, документы должны затрагивать особые сферы, например: сферу государственного контроля, либо обязательные требования к процессу производства и строительства, безопасности и т.п. "При проведении оценки необходимо установить, действительно ли при подготовке проекта нормативного акта тщательно изучены все возможные последствия и риски введения регулирования. Кроме того, необходимо выяснить, рассчитаны ли положительные эффекты от регулирования и соотнесены ли они с затратами для бюджета, предпринимателей и простых потребителей. И самое важное - действительно ли новый закон позволит решить проблему, ради которой он принимается. Если нет - какие могут быть альтернативные пути достижения общественно-значимой цели", - отметил советник президента "Деловой России".

    Вообще финансово-экономическое обоснование разрабатываемых документов применяется у нас давно, однако как заявляют эксперты, глубокого анализа последствий, а главное - публичного обсуждения раньше не было.

    "Дело в том, что подчас серьезные экономические проблемы для бизнеса создают те нормативные документы, финансово-экономическое обоснование которых содержит лаконичное обещание: "не повлечет дополнительных расходов бюджетных средств", - говорит Эдуард Олевинский, председатель Совета директоров правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - К примеру, негибкость действовавшего вплоть до недавнего времени корпоративного законодательства, в котором отсутствовало понятие "акционерного соглашения", стала причиной того, что все холдинговые структуры предпочитали регистрировать в странах англо-саксонской системы права. Или еще пример, в прошлом году рассмотрение дела в арбитраже могло переноситься многократно из-за того, что закон не предусматривал возможность замены вечно болеющих арбитражных заседателей. Ситуация изменилась только в октябре с принятием поправок в АПК. Сегодня кандидатуру заседателя выбирает автоматизированная система, а в случае его неявки суд рассматривает дело единолично".

    Именно поэтому, по мнению эксперта, важность нового порядка оценки проектов нормативных документов очевидна. Система должна работать таким образом, чтобы была ясна необходимость предлагаемых правовых новелл, их преимущества по сравнению с альтернативными видами регулирующего воздействия либо отсутствия такового.

    Кстати, как заметил Эдуард Олевинский, в конце февраля правительство приняло постановление "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", которое прошло почти незамеченным для бизнес-сообщества, а зря. "Не исключено, что этот документ положит начало принципиально новому отношению к нормотворческой деятельности и, хочется верить, новому качеству многочисленных подзаконных актов, которые играют в нашей стране подчас большую роль, чем Конституция. Можно надеяться, что каждое ведомство, принимая новое постановление, вначале "семь раз отмерит", и эффективность принимаемых документов можно будет прогнозировать еще до того, как они станут для нас обязательными", - отметил эксперт.

    Постановление меняет порядок оценки регулирующего воздействия принимаемых актов на бизнес и общество. Теперь пройти процедуру оценки регулирующего воздействия должны практически все проекты норм касающихся бизнеса.

    Сама процедура начинается с ведомства, предложившего принять нормативный документ. К проекту акта, который оно направляет для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия в минэкономразвития, прилагается пояснительная записка. Эта записка должна содержать необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и финансовых последствий реализации тех решений, которые предлагают авторы документа. Срок для подготовки заключения отведен достаточно сжатый - всего месяц. За это время министерство должно выяснить, нет ли в проекте положений, вводящих избыточные ограничения и обязанности для предпринимателей. Не приведут ли они к необоснованным расходам бизнеса и бюджетов всех уровней.

    "Важнее всего другое - теперь минэкономразвития должно посоветоваться с общественностью, - отметил Эдуард Олевинский. - Для этого проект размещается на сайте министерства и направляется в ТПП, РСПП, в "ОПОРУ России" и "Деловую Россию". Срок на сбор и анализ мнений бизнес-сообщества - всего две недели, и он пока не регламентирован. И хотя сегодня бизнес и организации потребителей к такому обсуждению не готовы - это проиллюстрировали попытки общественного обсуждения технических регламентов, - думаю, что с опытом к "утопающим" придет и умение активно участвовать в собственном спасении".

    Бизнес утверждает, что положительные примеры того, как предприниматели смогли повлиять на процесс принятия законов, уже есть. "Например, в декабре 2010 года было объявлено о проведении оценки проекта федерального закона "О ветеринарии". Эксперты "Деловой России" изучили законопроект, провели консультации с компаниями, входящими в эту организацию, и выработали целый комплекс поправок в проект закона, - рассказал Александр Молотников. - Особенно было указано на положения, ограничивающие права предпринимателей. Например, законопроект содержал ряд противоречий с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предложения "Деловой России" были внимательно изучены минэкономразвития и учтены в итоговом заключении о законопроекте".

    Минэкономразвития также подтверждает, что за время работы института ОРВ ведомство провело оценку в отношении 55 актов, и в 30 случаях в министерстве пришли к выводу, что предлагаемое регулирование может повлечь необоснованные расходы бизнеса.

    Эксперты считают, что в перспективе применение процедуры ОРВ станет более широким и пересмотрены будут действующие акты. "На основании предложений деловых сообществ минэкономразвития уже составило перечень из 15 действующих ведомственных актов, которые необходимо проверить на предмет их эффективности, - рассказал Александр Молотников. - Остается только пожелать предпринимательским организациям более активно включаться в процесс ОРВ, а минэкономразвития не потерять интерес к защите интересов бизнеса и разработке действительно необходимых нормативных актов".

    Как у них

    В Европе уже несколько десятилетий назад начали уделять пристальное внимание проблеме улучшения эффективности государственного регулирования. Еврокомиссия даже разработала особую концепцию "лучшего регулирования" (better regulation). В октябре 2010 года европейцы обнародовали новый подход к проблеме - появилось т.н. "умное регулирование" (smart regulation), которое призвано учитывать интересы различных групп граждан и более эффективно реализовывать государственные функции.

    Оправдано ли, по вашему мнению, вмешательство государства восстановлением экономики после кризиса? %

    Как российский бизнес оценивает коррупцию, % коррупционной состовляющей

    Поделиться