В Бостоне прошла встреча руководителей российских и американских СМИ

В Бостоне под руководством спецпредставителя президента России по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого и заместителя госсекретаря США по вопросам публичной дипломатии и связям с общественностью Джудит Макхейл прошло первое заседание подгруппы по средствам массовой информации в составе двусторонней президентской подкомиссии по обменам в области культуры, спорта, науки и СМИ.

В перерывах между дискуссиями сопредседатели ответили на вопросы нашего корреспондента.

Российская газета: Какова основная цель встречи, насколько успешно идет работа?

Михаил Швыдкой: В таком формате, как сегодня в Бостоне, встреча руководителей российских и американских СМИ проводится впервые. Естественно, ждать незамедлительных результатов не следует. Я не могу утверждать, что этот контакт изменит интонацию размышлений друг о друге, но, во всяком случае, он даст дополнительную информацию, что само по себе полезно.

Встречи в Массачусетском технологическом институте, где речь шла об информационных технологиях, и в газетах "Бостон глоб", и "Крисчен сайенс монитор" отражают определенный взаимный интерес и желание разобраться, что все-таки происходит в России и США.

При всей нашей внешней похожести, процессы, происходящие в наших странах, очень отличаются друг от друга. У нас разные традиции. Необходимо взаимопонимание, а в его достижении пресса играет ключевую роль. Если мы вынесем из этой встречи хотя бы некоторые договоренности, например, о создании серии фильмов о властных институтах друг друга, - это уже будет важным просветительским шагом. А вообще нужна систематическая работа и освобождение от идеологических шор.

Джудит Макхейл: Мы уже давно говорим о большой роли средств массовой информации в наших странах. Сейчас в СМИ, в медиа-бизнесе происходят драматичные перемены. И мы сочли, что для обоих наших государств будет очень полезным, чтобы руководители СМИ совместно рассмотрели эти проблемы и вызовы, их социальную роль.

Это не просто ознакомительная встреча. Рассчитываю, что дискуссии приведут к решениям и благоприятным возможностям для сотрудничества наших стран. Жду от дискуссий в группах свежих идей, инновационных подходов.

РГ: Какова должна быть роль правительств? Ведь пресса обычно не приветствует вмешательство власти в свои дела?

Швыдкой: Правительства могут организовать площадки. Они, конечно, не могут напрямую влиять на то, как СМИ пишут о наших странах. Но создать возможности для профессиональных дискуссий - это реально. И думаю, что встречи в Нью-Йорке и Бостоне показали, что нужно активнее работать на этом поле. В этом смысле подгруппа по СМИ является ключевой.

Макхейл: Роль правительства - служить катализатором и организатором встреч и контактов. Таких, как нынешнее заседание. Президент США Барак Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон глубоко убеждены в том, что, чем больше будет прямых контактов между людьми, тем лучше.

Я согласна, что между журналистами и властями существует определенная напряженность. В нашей стране так было всегда, мы видим в этом источник силы. Я убеждена, что правительства, всемерно поддерживающие свободу и избегающие ее ограничения, в конечном счете, сами становятся сильнее и лучше служат своим народам.

РГ: Поднимались ли в ходе дискуссий острые вопросы российско-американских отношений?

Швыдкой: У нас сейчас единственный болезненный вопрос, и мы обсуждали его на полях встречи. Это вопрос о защите российских культурных ценностей в США.

В свете известного решения нью-йоркского суда по книжной коллекции Шнеерсона (в 2010 году американский суд вынес вердикт, в котором потребовал от России вернуть коллекцию иудейских книг XVIII века религиозному движению "Хабад Любавич". - От ред.) российское правительство решило приостановить размещение экспонатов на выставках в Соединенных Штатах, пока не будут получены стопроцентные гарантии защиты российских музейных ценностей в США. До этого момента мы не сможем восстановить культурные контакты в полном объеме. Для получения таких гарантий необходимо межправительственное соглашение. Об этом мы и говорили с Макхейл.

За последнее время позиция американской стороны изменилась. Если раньше сама идея такого договора воспринималась в штыки, то сегодня американцы готовы к тому, чтобы найти приемлемую модель межправительственного соглашения.

Макхейл: Мы хотим, чтобы люди в наших странах как можно свободнее знакомились с культурным достоянием друг друга. У нас много музеев, желающих больше выставлять русского искусства. Но есть юридические вопросы, над которыми мы работаем. За 45 лет существования соответствующего закона у нас не было ни одного случая утраты ценностей. Все привезенное из-за границы всегда благополучно возвращалось домой.

Но мы понимаем обеспокоенность россиян и хотим с вами работать. Поэтому мы готовы послать группу специалистов для обсуждения того, что еще можно сделать.

РГ: Как будет строиться дальнейшая работа вашей подкомиссии?

Швыдкой: Мы рассчитываем, что в конце октября - начале ноября пройдет следующая встреча в Москве. Исходим из того, что американцы выставят на нее не менее представительную команду, нежели та, которая была представлена Россией.

Макхейл: Мы хотим, чтобы такие встречи, как нынешняя в Бостоне, не превращались просто в сотрясание воздуха. Обязательно должны последовать дальнейшие контакты, дискуссии, совместные дела. На это мы и нацеливаем участников.