14.02.2011 00:26
    Поделиться

    На что "Лосиный остров" потратит 300 миллионов рублей

    Как "РГ" уже сообщала, в рамках подписанного на днях соглашения между правительством Москвы и Минприродой России, в этом году из бюджета столицы будет направлено на поддержку национального парка "Лосиный остров" 300 миллионов рублей. Если учесть, что до сих пор бюджет этой природной территории составлял от 16 до 30 миллионов рублей в год, то деньги, можно сказать, сумасшедшие. На что же могут они быть потрачены? Выяснить это попытался корреспондент "РГ".

    Прежде чем отправиться в парк, я долго рассматривала карту, но так и не поняла, как лучше подъехать к нему, где центральный вход и где сидит администрация... Выяснилось, сидит она вообще в "Сокольниках". "Раньше "Сокольники" были нашей территорией, - пояснил при встрече директор "Лосиного острова" Федор Воронин. - Потом парки разделили, но ни одного нормального подъезда или подхода к "Лосиному острову" так с 1983 года и не появилось.

    В общем, поехали мы с ним от "Сокольников" через Третье транспортное кольцо до проспекта Мира, затем выехали на Ярославское шоссе, и буквально через минуту свернули во дворы многоэтажек. Пропетляв еще минуты три по дворам, оказались на широкой дороге, ведущей в лес, а вскоре и перед щитом с надписью Национальный парк "Лосиный остров". Ниже табличка оповещала, что можно и чего нельзя делать на территории парка, поодаль - шлагбаум, въезд на территорию парка на машинах запрещен. Впрочем, даже если бы и въехали, то поставить автомобиль все равно было бы негде - кругом сугробы по пояс.

    Зато на единственной, как оказалось, очищаемой в лесу дороге, то и дело попадались мамы с колясками и лыжники. Здесь же прогуливались пенсионеры, в том числе и с собаками. По словам Федора Воронина, деньги нужны прежде всего на то, чтобы привести в порядок как раз рекреационную часть парка. То есть создать нормальные проезды, парковки, пункты охраны на входе с автоматическим шлагбаумом, чтобы беспрепятственно могли проезжать те же пожарные машины или экстренные службы. Потребность в них летом бывает большая. В прошлом году, например, было около 30 возгораний. Словно в подтверждение этому я увидела следы мощного пожарища, случившегося в августе прошлого года, которое до сих пор зияет зловещей дырой с обугленными остовами деревьев среди густого леса. "Мы могли бы избежать этого ЧП, - говорит Федор Воронин, - если бы у нас была противопожарная система, как в Московской области, например, где стоят четыре 80 метровые мачты с видеокамерами, которые фиксируют любой очаг возгорания. Это позволяет быстро потушить огонь".

    "Лосиному острову" со стороны столицы ( на ее территории расположено 3 тысячи гектаров парка, а со стороны области - остальные 9 тысяч) нужны как минимум две такие мачты. Пока имеются лишь две пожарные машины и четыре пруда, к которым нет дороги. Ее тоже собираются построить на выделенные городом средства. Хорошо бы, продолжает Воронин, усилить и патрулирование парка. Ведь виновниками пожаров в городе чаще становятся не погодные или природные условия, а деятельность человека. Особенно в майские праздники, когда территорию парка сплошь оккупируют отдыхающие с шашлыками. Компании в такие дни сидят под каждым кустом. И штрафом - от 500 до двух тысяч рублей, никого не напугаешь.

    - 200 административных протоколов составили в прошлом году, - вспоминает директор. - Но если мы сделаем цивилизованные площадки для отдыха горожан, где тот же шашлык они смогут пожарить с удовольствием для себя и без страха для природы, штрафовать никого не придется. У нас сейчас всего 9 таких площадок, а нужно минимум вдвое больше.

    Не прошли мы с Ворониным полкилометра, как наткнулись почти на целую деревню - с колодцем, беседками, сказочным срубом, большим амбаром, конюшней и прочими мелкими постройками. Оказывается, это представлена так называемая хозяйственная внебюджетная деятельность администрации парка. Изба - это и лесничество, и одновременно "Музей русского быта", на конюшне можно взять напрокат лошадей. Музей и прокат привлекают туристов, поэтому кормят не только себя, но и лосят на одной из двух биостанций парка. Чтобы посетителей стало еще больше, планируется прокат сделать шире - чтобы можно было взять и лыжи, и велосипеды, и ракетки для бадминтона и настольного тенниса. В планах также проложить велосипедные дорожки, несколько дополнительных асфальтированных дорог, провести освещение. Установить мусорные контейнеры, поставить лавочки, починить сараи с инвентарем.

    В общем, как будто все то, что должно быть в обычном городском парке. Отличие только в том, что здесь нужно заботиться не только о людях и зеленых насаждениях, но и животных, для которых "Лосиный остров" - родной дом. Правда, лосей я так и не увидела, хотя их обитает тут порядка двух десятков. Есть еще несколько десятков кабанов, с десяток пятнистых оленей, множество лис, бобров, ондатр, горностаев, куниц... Мигрировать с одной территории на другую здесь им мешают неправильно устроенные еще в советское время зверопроходы под МКАДом. Во-первых, они узкие для тех же лосей. Во-вторых, животных пугает шум автотрассы. А если бы саму дорогу в этом месте опустить в тоннель, то шума было бы меньше, а зверопроход сделать над дорогой... Вот и хочет парк сделать все по-человечески хотя бы сейчас.

    - У национального парка две составляющие, с одной стороны - это особо охраняемая природная территория, по строгости уступающая только заповедникам, с другой стороны - экологическое просвещение населения, экотуризм, - говорит Федор Воронин. - На первый взгляд несочетаемые направления. Ведь привлекая народ, мы пугаем диких животных. Но если вдуматься, то где еще столичные жители так близко познакомятся с природой родного края? К тому же грех не воспользоваться такой возможностью - во всем мире больше нет такого чудо-парка, расположенного прямо в мегаполисе. Вот и хотим попробовать сочетать это несочетаемое.