10.02.2011 00:08
    Поделиться

    Теодор Курентзис намерен превратить Пермь в музыкальную столицу страны

    Сегодня новый художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис даст первый концерт с оркестром Musica Aeterna Ensemble.

    Новый худрук Пермского театра оперы и балета обещает, что в скором времени на спектакли этого театра будут приезжать зрители из России и Европы - несколько часов полета стоят того, чтобы услышать музыку, созданную "вручную". Известный во всем мире дирижер отказался от многочисленных контрактов с лучшими театрами Европы, чтобы посвятить себя лабораторной работе с пермскими музыкантами. Ради чего - выяснил корреспондент "РГ".

    Раздавить рутину

    Российская газета: Вы не сразу согласились приехать в Пермь и возглавить местный оперный театр, а сегодня уже проводите первые репетиции с труппой. Почему вы решили выбрать столицу Прикамья?

    Теодор Курентзис: Я должен сказать, что хорошо знаю мир искусства, я работал в лучших оперных театрах мира, участвовал в лучших фестивалях мира и 17 лет живу в России, и люблю Россию, как свою родину. И мне кажется, что сейчас настал момент, когда нужно поднять уровень исполнительского искусства до такой степени, чтобы можно было конкурировать с западными партнерами. Чтобы идти вперед, а не только сохранять традиции, нужно очень дисциплинированно, тщательно работать над созданием нового. Пермь - замечательный город с большой историей, но в нем, к сожалению, до сих пор нет симфонического оркестра. Для города с такой культурой, мне кажется, это что-то недопустимое.

    РГ: Вы намерены кардинально реформировать пермский театр?

    Курентзис: В репертуарном театре - один оркестр, который играет пять разных спектаклей в неделю. Даже если техника музыкантов безупречна, играть 25 спектаклей репертуара с одной репетицией перед началом - невозможно. Репертуарные театры ориентируются на некого призрачного зрителя, который каждый день ходит в оперный театр, сегодня смотрит "Онегина", а завтра - "Отелло". Мне кажется, что нужна другая политика: пять дней ты играешь один спектакль, но хорошо его репетируешь, приглашаешь звезд оперного театра. У зрителей есть ажиотаж, есть интерес. Сразу возникнут иные качество и эстетика! Я буду грубо говорить: мы раздавим рутинную халтуру оперного театра.

    Люди увидят, что каждый спектакль - это событие. Уйдет в прошлое традиционный подход: "Мы должны что-нибудь показать, пусть кто-нибудь споет, мы как-нибудь сыграем". Это "как-нибудь" надо исключить. Тогда люди будут ходить в театр не на декорации смотреть, а слушать настоящую, отработанную с любовью музыку.

    В Пермь приедут лучшие музыканты страны, чтобы укрепить оркестр нашего театра.

    Лучшие хоровики потянутся укрепить хор, и лучшие солисты, которых предлагает и Большой театр, и Мариинский, и западный театр, приедут в Пермь. Мы хотим, чтобы этот город уважали за изумительную, "ручную" работу над музыкой.

    "Беременный" оркестр

    РГ: Но почему вы не приняли приглашение возглавить какой-либо из европейских театров, где нет репертуарной системы и не пришлось бы тратить время на реформы?

    Курентзис: У меня были предложения от центральных театров Европы. Но я смотрю контекст - что можно сделать, что нельзя, и с кем мне по пути. Работа во всех театрах мира построена как в супермаркетах: собираются лучшие музыканты, действует очень строгая дисциплина, все подготовлены. Одну неделю репетируют - и выпускают продукцию. То есть они немножко как антреприза работают. В этом есть хорошее качество, но нет потрясающей энергии внутри, нет "беременности" процессом работы. А настоящий театр - как в XIX веке: там много репетировали, переживали, создавали настоящее искусство. Все, что я делаю за границей, - на очень жестких условиях, поэтому длительные, мучительные репетиции там невозможны. Чтобы создать такой коллектив музыкантов, который сделает свою работу лучше, чем западный, нужно найти какое-то альтернативное место.

    РГ: Если Европа - не идеальное место для искусства, то почему из российских театров вы не выбрали, скажем, Большой, с которым уже долгое время сотрудничаете?

    Курентзис: В Большом театре невозможно. Это огромная организация федерального подчинения, витрина государства, где происходят глобальные вещи, где должны проходить большие концерты, которые могут приносить большие деньги в кассу. Это такой большой бизнес - Большой театр. Нет времени для качественной репетиции. А в Перми, я вижу, собираются сливки российского искусства, и здесь есть возможность создавать выдающиеся произведения. Очень немногие города могут себе позволить делать лабораторную работу. Сейчас в музыкальных кругах общая депрессия, и Пермь фигурирует как единственное место в России, где можно создавать настоящее музыкальное качество. Вы сами убедитесь через год, что сюда станут приезжать зрители из Москвы, из Петербурга, а турагентства будут предлагать ценителям искусства поездки в Пермь...

    Парад премьер

    РГ: Каких сюрпризов в самое ближайшее время стоить ждать пермякам?

    Курентзис: Вы увидите приглашенных солистов, которые готовы приехать из лучших театров Европы, чтобы работать со мной в Перми. Вы увидите, в каком качестве начнут работать пермские солисты: они должны не просто ходить на спевки и пролистывать партитуру, - с ними нужно заниматься. Это практика, которой в России, к сожалению, нет. Я занимаюсь с вокалистами около 20 лет. И очень много знаменитых вокалистов приходят ко мне на консультацию. И в "Grand Оpera" в Париже, и в Риме, и в Барселоне, в Мадриде, в Брюсселе... Я должен сказать: со всеми певцами нужно работать. Певцы - это особенные люди. У скрипача есть инструмент - скрипка (имитирует игру на скрипке), а у них инструмент - внутри, его никто не видит (показывает на горло). Если они будут плохо петь - я буду говорить: "Плохо". Врач не может пациента обмануть, иначе он не сможет его лечить.

    Еще вы услышите серии концертов камерной старинной музыки - она прозвучит по-новому. Эти концерты будут происходить и на основной сцене, и в фойе - на площадке "Театр для нас". Это был один из самых потрясающих проектов в театре в Новосибирске, на него невозможно было достать билеты - люди сидели на лестницах. Я обещаю зрителям колоссальное наслаждение.

    РГ: Пермь ждет парад оперных премьер?

    Курентзис: Планируем выпускать три премьеры в год - для нашего города это немножко многовато, но спектакли будут разного стиля - романтическая опера, старинная и современная музыка. Сможем удовлетворить все вкусы. И еще балетные постановки. Пермскую балетную труппу возглавляет Алексей Мирошниченко - если бы у театра не было худрука балета, я бы пригласил именно его.

    РГ: Вы впервые берете на себя художественное руководство театром: готовы стать менеджером?

    Курентзис: Я себя не позиционирую как менеджера - я никогда им не был. Но у меня есть художественный замысел и команда, которая работает над осуществлением замысла.

    Сейчас начинаю репетировать. Я, как театральная кошка, живу в театре с утра до ночи. Мне пришлось отменить очень много контрактов в европейских театрах. Иногда мне говорят: "Ты сумасшедший, как ты можешь отказываться от контрактов с "La Scala", от проектов в Венеции"? Но я взялся за это дело. У меня очень чистое сердце по отношению к Перми. Не ждите перемен, которые огорчат вас. Все изменения будут вам в радость.

    Мнение

    Анатолий Пичкалев, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета:

    - Приход нового художественного руководителя не означает кардинальных изменений репертуара театра - ни один спектакль не будет снят. С появлением каждой премьеры будут сниматься старые, вернее устаревшие постановки - это естественный процесс.

    Для приезжающих к нам музыкантов из Новосибирска, из оркестра Теодора Курентзиса "Musica Аetherna", снимаем квартиры. Располагаться новый оркестр будет в пермском Доме радио, помещение которого уже передано из краевой собственности в распоряжение театра. В Доме радио есть звукозаписывающая студия, что очень важно, так как новый художественный руководитель планирует записывать музыку и создать для пермского театра свой лейбл.

    Справка "РГ"

    Теодор Курентзис родился в 1972 году в Афинах. Окончил Греческую консерваторию. С 1994 по 1999 год занимался у легендарного профессора И. А. Мусина в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Курентзис не раз становился лауреатом Национальной театральной премии "Золотая Маска". С мая 2004 года Курентзис - главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета. В том же году на базе театра создал Камерный оркестр "Musica Aeterna Ensemble". Указом президента РФ Дмитрия Медведева от 29 октября 2008 года Теодор Курентзис был награжден орденом Дружбы. С сезона 2009-2010 - постоянный приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России.

    Поделиться