09.02.2011 00:40
    Поделиться

    В России хотят запретить заемный труд

    До ста тысяч россиян могут потерять работу, если в стране будут приняты поправки в законодательство, направленные на запрет заемного труда. Такой прогноз сделала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

    Речь идет о законопроекте, разработанном депутатами Госдумы Андреем Исаевым и Михаилом Тарасенко. В нем есть запрет, во-первых, на заключение в ряде случаев гражданско-правовых договоров. А во-вторых, на заемный труд. Авторы законопроекта считают, что в нашей стране появилось слишком много серых схем трудоустройства.

    Например, с работниками зачастую заключают гражданско-правовые договоры, при этом реально люди трудятся как штатные сотрудники, но, естественно, получают меньшую зарплату и не имеют соцгарантий. Или человек официально оформляется как работник частного агентства занятости с соответствующей зарплатой, страховкой и уровнем социальных отчислений, а на работу его направляют на промышленное предприятие, скажем, печь мартеновскую ремонтировать. А это уже совсем другой уровень опасности труда, и значит, гарантии должны быть выше. Но на бумаге он - офисный работник, и формально ему никто ничего не должен. Запретить подобные схемы и должен новый законопроект, по крайней мере так считают его авторы.

    Как говорится в пояснительной записке, если под видом гражданско-правовых договоров будут выявлены признаки трудовых отношений, указанных в статьях 15 и 56 Трудового кодекса России, то работодатель должен оформить этих сотрудников, как положено, в штат. И заставить его это сделать может не только суд, но и инспекция труда.

    Что касается заемного труда, то его предлагается просто отменить: прописать в законе о занятости населения запрет для агентств занятости на заключение с людьми трудовых договоров с целью передачи их труда другим организациям или индивидуальным предпринимателям. Также из части второй Налогового кодекса предлагается исключить ссылки на возможность осуществления деятельности по "предоставлению персонала".

    Эти проекты весьма взбудоражили представителей бизнеса.

    Эксперты АЕБ убеждены, что законопроект закроет дверь в Россию высококвалифицированным иностранным специалистам, зеленый свет для которых был включен полгода назад принятыми поправками в миграционное законодательство. Как отметила председатель комитета по трудовым ресурсам АЕБ Ольга Банцекина, три четверти высококвалифицированных специалистов в России (а всего их уже приехало порядка четырех тысяч человек) работают по схемам заемного труда. То есть они числятся работниками западных компаний, которые делают отчисления в пенсионный и другие социальные фонды за них и членов их семей, предоставляют различные гарантии. А сюда они откомандированы. Как правило, головное предприятие заключает договор с дочерним предприятием или предприятием-партнером в России и как бы напрокат предоставляет ей высококвалифицированных специалистов. "Это не что иное, как заемный труд, и если он будет запрещен, эти люди уедут из России", - считает эксперт. Ведь для них работа тут - одна из ступеней в построении карьеры, и они приезжают с намерением выполнить миссию и перевестись на новое место. Мало кто из высококлассных топ-менеджеров или специалистов согласится навсегда покинуть родную страну, отказавшись от всех предлагаемых ему там благ и гарантий, чтобы закрепиться здесь.

    Еще один аспект: например, компании надо провести рекламную акцию, для этого нужны порой сотни, а то и тысячи промоутеров по стране. Зачем держать их в штате круглый год, ели они нужны всего один месяц, удивляются в АЕБ. Как правило, промоутеры оформлены в агентствах, получают там стабильную зарплату, а акции проводят круглый год для разных компаний. То же самое касается, скажем, кондитерского производства. "Известно, что шоколад продается хорошо только на Новый год и 8 Марта, а мороженое - летом, и у нас нет необходимости круглый год содержать большой штат работников, но на определенные периоды они нам нужны, и мы их приглашаем", - сказала представитель одного из крупных кондитерских предприятий.

    Нанимают компании со стороны и бухгалтеров, и юристов, и водителей, и уборщиц - это позволяет им оптимизировать штаты и более эффективно управлять финансами, считают в ассоциации. "Заемный работник - это не нелегальный работник. И не стоит запрещать заемный труд, но законодательно надо выстроить адекватные правила игры на этом рынке", - добавила Ольга Банцекина.

    По данным АЕБ, от 70 до 140 тысяч человек официально трудоустроены в агентствах занятости, и если закон будет принят, они останутся без работы - вероятность, что все они попадут в штаты компаний, которым оказывают услуги, сводится к нулю, считает она.

    Однако авторы нового законопроекта убеждены, что ничего подобного не произойдет, а желание бизнеса воспрепятствовать его принятию не что иное, как борьба с профсоюзами и нежелание брать на себя ответственность за людей. Как отметил "РГ" Михаил Тарасенко, законопроект не запрещает аутсорсинг, не запрещает одной компании покупать услуги другой компании, но он выступает против того, чтобы бесправно использовать труд конкретного человека.

    Как вам это?

    По мнению старшего юриста юридической компании "Налоговик" Павла Ларина, спрос на "заем персонала", "удаленные", "одноразовые" трудовые услуги постоянно растет. Он согласен, что в российском законодательстве пока нет четких правовых норм для регулирования отношений с такими "удаленными работниками". Однако авторы законопроекта, предлагая устранить саму возможность ущемления прав заемных работников, сильно перебарщивают. К примеру, в одной из поправок предлагают признавать работодателем "лицо, для которого работник выполняет свою работу". "Это представляется нелогичным. В таком случае все водители-экспедиторы окажутся работниками магазинов, в которые привозят товары, а ремонтные бригады - сотрудниками учреждений и организаций, для которых выполняется ремонт. Как бы не пришлось таким "работодателям" сверх оплаты по договору вторую зарплату с налогами платить", - обращает внимание юрист.

    В "ОПОРЕ России" особых проблем с заемным трудом не видят. По мнению вице-президента "ОПОРЫ" Владислава Корочкина, с 2011 года, к примеру, тема серых схем, когда компании, вдвое оптимизировали финансовые издержки на фонд оплаты труда с помощью "лизинга персонала" у кадровых агентств, работающих по упрощенной системе налогообложения, уже не актуальна. Сейчас налогообложение фонда оплаты труда для всех компаний одинаково. Ранее минфин разрешал упрощенцам списывать в расходы полную стоимость бухгалтерских и юридических услуг. Причем независимо от того, имеет ли бухгалтерская фирма лицензию на аудит.

    Что касается гарантий, пенсионных и социальных выплат, то, если речь идет о легальном трудоустройстве в фирму, предоставляющую такие услуги, эти выплаты должны также оговариваться в трудовом контракте с работником "на выданье", считает Владислав Корочкин.

    Глава комиссии по субконтрактации и аутсорсингу "ОПОРЫ России" Александр Поярков, он же гендиректор одной из производственных малых фирм, замечает: все больше малых компаний используют "одноразовый" наем, но при этом не прибегают к услугам специализированных агентств, а подписывают официальные трудовые договоры напрямую. "В год у меня проходит до пятнадцати-двадцати таких "одноразовых" договоров, - говорит Поярков. Договоры, как правило, оформляются как консультационные услуги. Впрочем, другие эксперты, опрошенные "РГ", сетуют на одно: распознать аутсорсеров очень сложно. Кто-то позиционирует себя как аудиторская фирма, кто-то - как финансово-консалтинговый центр либо просто как "опытный бухгалтер возьмет предприятие на абонентское обслуживание".

    Между тем

    Государство с аутсорсингом также связывает свои новые планы по развитию малого бизнеса в муниципалитетах. Об этом в конце прошлого года на

    V съезде "ОПОРЫ России" сообщил тогдашний глава одного из департаментов ведомства, а ныне директор департамента в аппарате правительства Андрей Шаров. По его словам, власти будут стимулировать муниципалитеты, отдавая разного рода бытовые услуги, общественное питание, озеленение, коммунальные услуги на аутсорсинг малому бизнесу. И если в муниципалитете растет доля малых компаний, которые занимаются этим услугами, то государство будет увеличивать субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса в отдельно взятых муниципалитетах.

    Поделиться