14.01.2011 10:35
    Поделиться

    Курганский предприниматель оставил своих сотрудников с полумиллиоными долгами по кредитам

    Работники предприятия стали жертвами собственной доверчивости

    Около тридцати жителей Кургана оказались крупными должниками коммерческого банка. Некоторые из них узнали об этом спустя несколько лет, после смерти своего работодателя.

    Завод вскладчину

    Не так давно в Кургане был открыт завод по производству строительных панелей из армированного пенополистирола по итальянской технологии. Предприятие в буквальном смысле слова строили всем миром. Меморандум о сотрудничестве подписали представители правительства Курганской области, итальянской фирмы "Moneta Trading srl", строительной компании "Курган Монета Монолит", Курганского филиала ОАО "Банк УралСиб", Челябинского филиала ООО "Лизинговая компания "УралСиб" и Курганской ипотечно-жилищной корпорации. Итальянская фирма поставила оборудование для нового производства. Стоимость этого проекта - миллионы евро.

    Подписывая меморандум, генеральный директор ООО "Курган Монета Монолит" Николай Кривощеков обещал выдать первую продукцию 1 апреля 2008 года, а 18 апреля, увы, скоропостижно скончался... После его смерти руководить предприятием стал сын Кривощекова Алексей. Дело отца было доведено до конца, и осенью 2008 года Алексей и его сестра Елена торжественно запустили завод.

    Инновационные технологии должны были существенно ускорить возведение нового жилья в Курганской области на радость ее жителям. Но некоторым курганцам, совпадение ли - бывшим работникам Николая Кривощекова, вдруг оказалось не до смеха.

    С середины 2009 года несколько десятков человек начали получать от банка "УралСиб" так называемые "письма счастья", в которых им сообщалось о наличии просроченной задолженности, которую и предлагалось добровольно погасить. Вслед за банковской корреспонденцией к адресатам стали приходить и судебные повестки по искам банка о взыскании долгов.

    Как оказалось, в 2006 году в банке "УралСиб" был оформлен ряд потребительских кредитов физическим лицам, по странному стечению обстоятельств - сотрудникам предприятий Кривощекова. Сумма каждого кредита, страшно сказать, - полмиллиона рублей, не каждый житель столицы, имеющий стабильную зарплату, может позволить себе такое долговое бремя, да и не каждый банк предоставит... О зарплатах за пределами московской кольцевой не стоит и говорить. Зачем и на какие нужды пошли эти деньги? Некоторые горе-должники предполагают, что они стали невольными инвесторами строительства.

    В черный список должников банка попала и Жанна Ильина.

    - В 2006 году я работала секретарем у Николая Кривощекова, - говорит Жанна. - Слышала, что предприятию не хватает денег для нового завода и руководство хочет оформить потребительские кредиты на работников. Требовалось десять заемщиков (по 500 тысяч рублей на каждого) и двадцать поручителей. Мне также предлагали оформить на себя кредит, но я отказалась. Потом ушла в отпуск и 8 октября улетела с мужем в Турцию. Каково же было мое удивление, когда в декабре 2009 года пришло требование из банка о выплате кредита! Я запросила в банке копии кредитного договора и договора поручительства, из которых узнала, что являюсь поручителем у Зинаиды Марковой на сумму кредита в размере 500 тысяч рублей. Но, что важно, договор поручительства был подписан от моего имени 12 октября 2006 года, хотя я этого сделать физически не могла: в это время находилась за границей. Я обратилась в милицию с заявлением, предоставила копии авиабилетов и загранпаспорта с визовыми отметками. Ведется расследование.

    Пока идет следствие, Ильина не сидит сложа руки, бьет во все колокола: просит защитить ее от притязаний банка. Чиновники и силовики посылают женщину в модное у них место - в суд! Она следует совету. Скоро должно состояться очередное заседание, на котором, возможно, будет принято окончательное решение: должна ли Ильина платить банку? Уверенности в победе, увы, нет: почерковедческая экспертиза подписи на договорах не пришла к однозначным выводам. Да, рукописная расшифровка подписи "Ильина Жанна Сергеевна" в кредитном договоре, а также даты в договоре поручительства выполнена не ей, а кем-то другим. А вот ответить, подлинна или поддельна сама роспись, не представляется возможным: слишком короткая и простая эта подпись.

    Другому  "заемщику" банка охраннику предприятия Сергею Трубину повезло больше: почерковедческая экспертиза однозначно подтвердила: кредитные документы он не подписывал, договор с банком не заключал и 500 тысяч рублей не получал. Благодаря этому он уже выиграл один суд: кредитный договор признан незаключенным.

    Его товарищи по несчастью также утверждают: денег банка в глаза не видели, в руках не держали! Каким образом появились их подписи на расходных кассовых ордерах банка, свидетельствующих о получении наличных в кассе, они не знают. Хотя предположения, конечно, есть.

    Кредит по просьбе

    Некоторые участники этой кредитной истории по решению суда уже вынуждены платить банку. У кого нет денег, рассчитываются имуществом. У поручителя Игоря Дорошенко высчитывают из пенсии половину суммы, у его заемщика Натальи Кунгурцевой судебные приставы вывезли из квартиры мебель, бытовую технику и уже подготовили ее к продаже. Оба считают себя жертвами собственной доверчивости.

    - В октябре 2006 года я работал охранником на предприятии Николая Кривощекова, - рассказывает Дорошенко. - Сначала ко мне зашел начальник охраны. Попросил, чтобы я выступил поручителем по кредиту. По его словам, деньги нужны были на закупку оборудования. Я засомневался. Но, когда ко мне подошел сам генеральный и клятвенно заверил, что через пару месяцев кредит будет погашен, отказать не смог. За десять минут до окончания рабочего дня главный бухгалтер принесла мне какие-то бумаги. Сетуя, что опаздывает в банк, торопила меня. Я поставил подпись там, где она указала.

    Интересно, что своего заемщика Наталью Кунгурцеву Игорь Дорошенко до судебных разбирательств не знал, как и она его.

    - Генеральный директор также попросил меня оформить на себя кредит на два месяца, - говорит Наталья Кунгурцева. - Обещал рассчитаться, как только продаст свои автозаправки. В банке, куда меня доставили вместе с тремя другими работниками, нас встретила главный бухгалтер компании с папкой бумаг. Я поставила одну-единственную подпись. А когда начали разбираться, оказывается, моя подпись и на других документах есть... Я у Кривощекова работала с 2004 года диспетчером-кладовщиком с окладом четыре тысячи рублей.

    По версии бывших работников Николая Кривощекова, их обманом втянули в кредитную историю. И все как один заявляют, что даже если и подписывали документы - денег не получали. Но кто-то ведь получил. И более того, как следует из представленного банком в суд расчета суммы задолженности Зинаиды Марковой, до июня 2008 года погашение долга, пусть и с нарушением срока, но все же осуществлялось. Но вот только кем?

    Горе-должники твердо убеждены, что обязательства по выданным кредитам должны исполнять дети бывшего гендиректора. Банк и с них как с поручителей по кредитным договорам тоже пытается взыскать кредитную задолженность.

    Что по поводу всего этого думают Алексей и Елена Кривощековы, а также управляющий филиалом ОАО "УралСиб" в Кургане Андрей Змановский, узнать не удалось: на контакт с корреспондентом "РГ" они не пошли, от комментариев отказались.

    Комментарий

    Андрей Курикша, юрист:

    - Если в ходе следствия будет установлено, что кредиты гражданами были получены по просьбе других лиц либо оформлены на граждан мошенническим путем, то перспектива довести дело до суда и выиграть его есть. Необходимо собрать как можно больше доказательств: расписки, договоры, электронную переписку, информацию из выписки по счету заемщика, свидетельские показания и прочее. Если все это будет сделано, то можно ставить вопрос в суде о признании кредитных договоров недействительными, и есть шанс вернуть деньги.

    Чтобы впредь не попадать в подобные истории, я бы посоветовал гражданам ни в коем случае не соглашаться на условия третьих лиц, которые просят взять на них кредит. А уж если такая ситуация возникла, к примеру, начальник заставляет, составляйте с ним договор (лучше при свидетелях), в которых прописывайте все условия займа или поручительства в целях обезопасить себя на случай непредвиденных обстоятельств, даже таких, как смерть.

    Тем временем

    По заявлениям бывших работников Николая Кривощекова следственное управление при УВД по городу Кургану возбудило уголовное дело в отношении неустановленных лиц по статье "мошенничество".

    Поделиться