24.12.2010 00:17
    Поделиться

    Фаворитом премии "Белый слон"-2010 стал Алексей Балабанов

    Кинопремия "Золотой глобус", вызвав зависть наших кинокритиков, двенадцать лет назад родила побочного сына по имени "Белый слон" - своего российского близнеца.

    И каждый раз этот "Слон" демонстрирует редкую устойчивость предпочтений. Хотя распределяются "Слоны" в боях: идут подковерные баталии, гремят истерики, петербургский критический клан идет войной на московский, заявляя протесты и грозя выходом из организации. В результате слоны всегда отдают то "Морфием", то "Грузом 200".

    И вот славная традиция подкреплена свежим решением критиков: "cлон" года - вновь Алексей Балабанов, теперь с "Кочегаром". Он награжден за режиссуру, работу художника, музыку и лучший фильм.

    Что тут скажешь? Ничего нового. Критики уныло однообразны в убежденности, что при наличии одного питерского режиссера все остальное кино можно закрыть. Балабанов на сей раз сделал фильм, способный вызвать сочувствие к герою, это для художника цинического склада - прогресс. Но "Кочегар" - не событие года. Это лаконичная зарисовка нравов распавшегося общества, где человека можно зарезать просто потому, что дочка попросила. Метафора страшная, она фиксирует полное расчеловечивание общества. Но по исполнению - этюд, снятый как бы между делом, не очень тщательно и малой кровью. В фильме 2003 года "Старухи" Геннадия Сидорова о том же сказано неизмеримо глубже.

    Между тем профессионально, а не кланово ориентированные критики могли бы оценить, к примеру, одну из реально лучших картин - "Брестскую крепость" Александра Котта. Где трагедия народа, брошенного Сталиным в топку войны, передана емко, с полным погружением в эпоху, с редкой способностью режиссера посвятить фильм не любованию своим талантом, а раскрытию причин трагедии и истоков мужества. Но Котт был обречен на невнимание критической массы уже в тот момент, когда признался в верности традициям советского кино. Критики такое не прощают. Они сделали вид, что одной из лучших картин не было вообще.

    Из других решений многие предсказуемы: все решили мировые фестивали, осталось повторить их вердикты. Актеры фильма "Как я провел этим летом" Григорий Добрынин и Сергей Пускепалис, как в Берлине, снова по-братски разделили премию за лучшую мужскую роль. Оператор этого фильма Павел Костомаров, как в Берлине, взял приз за лучшее изобразительное решение. Австрийская "Белая лента", как в Канне, признана лучшей среди зарубежных фильмов. И, как в Венеции, критики похлопали по плечу "Овсянок", по достоинству оценив сценарий Дениса Осокина. Лучшая мужская роль второго плана была найдена в "Утомленных солнцем 2" - ее сыграл, кто бы спорил, Евгений Миронов. С женскими ролями - напряженка, найти реальных победителей нелегко, поэтому победили нереальные - Ольга Демидова в "Обратном движении", Юлия Пересильд в "Крае" и Рената Литвинова в "Мелодии для шарманки". Про жанры документалистики и анимации не упоминаю: ясно, что премии в этих жанрах всегда присуждают не глядя. Бесполезно ориентироваться на мнение кинокритиков и в области музыкального искусства: из всех киномузык они почти всегда премируют худшую. И теперь самая настырная, навязчивая, въедливая и бесталанная попевка Валерия Дидюли к "Кочегару" признана лучшей, а, скажем, блестящая композиторская работа Людмилы Гурченко в "Пестрых сумерках" не попала даже в номинации.

    Единственное решение критиков, которому можно аплодировать, - признание лучшим игровым дебютом ленты Сергея Лозницы "Счастье мое". В споре о русофобии этого, на самом деле просто честного, фильма критики ясно заявили свою позицию.

    Поделиться