Виктор Гребнев: Мост через Золотой рог станет одним из символов Владивостока

"Тихоокеанская мостостроительная компания" возводит уникальные для России объекты

Приморский край

До проведения саммита АТЭС в столице Приморья осталось меньше двух лет. К этому времени предстоит сделать многое, в том числе кардинально изменить транспортную инфраструктуру Владивостока и его окрестностей, заложив серьезную основу для развития города.

Активное участие в этих работах принимает "Тихоокеанская мостостроительная компания" (ТМК). Главные объекты, которые она возводит, - мост через бухту Золотой Рог и дорогу из аэропорта в город, - предстоит сдать в конце 2011 года. О буднях и проблемах строек рассказал генеральный директор ЗАО "ТМК" Виктор Гребнев.

- Виктор Григорьевич, когда в июле 2008-го началось строительство моста через Золотой Рог, многие сомневались, что ТМК сможет построить его в немыслимо короткие для таких сооружений сроки - за 41 месяц. По графику вы должны сдать мост осенью следующего года. Успеете?

- Должны успеть, ведь мы воплощаем мечту многих поколений владивостокцев - мост, уникальный и по длине вантового пролета, и по высоте пилонов, и по их необычной форме. Он станет пятым среди крупнейших вантовых мостов в мире.

Сам я впервые услышал про этот проект в начале 80-х годов прошлого века. Это была очередная волна активных обсуждений, где и каким должен быть мост через бухту и нужен ли он вообще городу. В те времена я работал мастером участка в Чугуевском районе Приморья, строил мосты совсем другого масштаба, но за дискуссией следил, как и мои товарищи. Тогда и появилась мечта - участвовать в этом проекте.

Перед тендером мы серьезно занимались технической оснащенностью и профессиональной подготовкой сотрудников. Закупали самую современную технику. Специалисты прошли стажировку у мировых лидеров мостостроения, осваивали самые эффективные зарубежные и российские технологии и материалы. Да и прежние наши стройки помогли набраться опыта: ТМК построены практически все крупные мосты Приморья, эстакады и развязки во Владивостоке.

- Какова степень готовности объекта?

- Сегодня результаты нашей двухгодичной работы хорошо видны и горожанам, и гостям, ведь строительство ведется прямо в центре Владивостока.

Общий объем выполненных работ - около 60 процентов. Высота пилонов, на которых будут с помощью вант крепиться пролетные конструкции, - 226 метров, сейчас они уже выше 160. Длина основного пролета 737 метров. Машины пойдут по проезжей части на высоте 64 метра над гладью воды.

Строительство объекта идет по графику, хотя сложностей хватает: работа ведется в условиях плотной городской застройки, пришлось выносить много различных коммуникаций, проводить взрывные работы, переселять тех, чьи дома попали под снос.

В феврале начнутся работы по натяжению вант - стальных тросов, которые соединяют дорожное полотно мостового перехода с пилонами.

- Говорят, на вашей стройке применяется много инноваций и даже установлен мировой строительный рекорд...

Использование самых передовых технологий и позволяет ТМК качественно выполнять за несколько месяцев объемы работ, которые раньше занимали около года.

Ванты для моста - товар уникальный - изготовлены во Франции. Опалубка используется немецкая. Один из бетонных заводов, смонтированных прямо на площадке, - итальянский, другой - южнокорейский. Металлоконструкции, цемент и добавки для самоуплотнения бетона - российские. Металл для пролетов моста нам поставляют из Кургана, укрупняют конструкции на Находкинском судоремонтном заводе и на баржах, построенных там же, доставляют к месту монтажа.

Для пролетов моста необходимо обеспечить надежное антикоррозийное покрытие. Мы подписали контракт с итальянской компанией, которая дает нам 15 лет гарантии. Уже смонтировано оборудование, специалисты из Италии обучают наших инженеров работе на нем.

А рекорд был поставлен, когда более десяти тысяч тонн бетона подавалось в тело ростверка непрерывно в течение пяти суток. Для этого бетонный завод производительностью 120 кубометров в час был установлен рядом. В мировом мостостроении это первый факт непрерывной работы с самоуплотняющимся бетоном в таком объеме.

- Вы уже продумали, какая у моста будет подсветка?

- Конечно, ведь осенью 2011 года, когда по нему проедут первые автомобили, он станет одним из символов нового Владивостока. На фоне его будут фотографироваться туристы и наши жители.

Уже готов проект системы подсветки пилонов, вант и пролетов моста: RGB-освещение (Red, Green, Blue) позволит создавать огромное количество оттенков. Предусмотрены будничный и праздничный варианты подсветки.

- Второй, не менее масштабный объект - дорога из аэропорта в город и далее на остров Русский, альтернативная существующей трассе М-60. Ее очень ждут владивостокцы, уставшие от нескончаемых пробок. Как продвигается дело?

- Нам предстоит построить 24 километра дороги по суше и низководный мост через Амурский залив протяженностью 4,4 километра. Объем работ составляет 24 миллиарда рублей.

Работы начались в январе, и в техническом варианте трасса уже проложена. Низководный мост не менее сложен. Многое приходится делать впервые. Пришлось возвести временный переход и проложить железнодорожную ветку прямо над морем, чтобы подвозить металлоконструкции для основного моста.

Трудимся круглосуточно как на берегу, так и в море. Чтобы уложиться в сроки, ведем строительство одновременно с двух сторон. По решению губернатора Приморья трасса будет с усиленным асфальтобетонным покрытием. Завершить стройку планируем осенью 2011 года, и во время саммита АТЭС гости смогут за 20 минут добраться от аэропорта до острова Русский.

- Есть ли проблемы с кадрами? Наверняка для таких масштабных проектов необходимо множество рабочих рук.

- У нас трудится более двух тысяч человек, и все они - жители Приморья. Кадрового голода нет, попасть на работу в ТМК сложно. Мы не допускаем резких скачков численности, вместо этого делаем упор на работу с субподрядчиками. Ведь если сейчас раздуть штат, то чем будут заниматься эти люди после строек саммита?

Растим свои квалифицированные кадры. Ежегодно примерно шесть молодых специалистов, которых учим за свой счет, после вуза приходят в ТМК. Сейчас по нашему направлению учатся около 30 человек, так что лет на пять проблему замены тех, кто уходит на заслуженный отдых, решили.

В технических училищах готовим рабочих. Отбираем лучших, платим им стипендию, они приходят к нам на практику и после окончания учебы стремятся сюда же.

На сегодняшний день средняя заработная плата в компании составляет 42 тысячи рублей. Но деньги в ТМК никогда не были первоочередным критерием. Большую часть времени человек проводит на работе, поэтому важно, какие там бытовые условия и эмоциональный климат.

Очень важно настроение монтажника, с которым он поднимается на высоту. А проверить моральную обстановку в коллективе очень просто - когда глаза у людей горят, все хорошо. Всегда нужно стараться создать благоприятную психологическую атмосферу. Это и есть основной фактор, на котором я строю управление компанией, хотя иногда приходится быть жестким.

Кстати, у нас рост выработки значительно опережает рост зарплаты, что говорит об эффективности нашего производства. А социальную защиту обеспечивает самая многочисленная в Приморье профсоюзная организация. Каждые три года подписывается коллективный договор. Мы гарантируем бесплатное обучение по специальности, строим жилье для наших специалистов.

Дело не только в материальных благах, хотя, конечно, и без них никуда. Но деньги потратил - и все! А мосты остаются людям, следующим поколениям, детям, внукам, правнукам. Они будут стоять, когда уже и наше поколение уйдет. Как подтверждение того, что мы не зря живем на этом свете.

- Мне доводилось бывать на стройплощадках и в вахтовых городках ТМК. Всегда поражает нетипичная для строек аккуратность и чистота. А столовые удивляют огромным выбором блюд и домашним вкусом...

- Мелочей здесь нет, все должно быть продумано. И в таком случае стройка движется вперед в штатном режиме. Мы делаем ставку на то, чтобы техника и оборудование использовались 24 часа и круглый год. Единственный выходной - в Новый год.

Для этого применяются сменный и вахтовый методы работ, когда бригады по две недели живут в вахтовых городках. Поэтому возведение любого объекта ТМК начинает с полного обустройства поселка с максимумом удобств. Это непреложное правило.

После 12-часовой вахты каждый должен иметь возможность полноценно отдохнуть. Только решив в полной мере бытовые проблемы, можно требовать отдачи на рабочем месте.

Справка

ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания" создана на базе Уссурийского мостоотряда, зарегистрирована 14 мая 2005 года. По данным Примкрайстата, ЗАО "ТМК" за 2009 год продемонстрировала высокие темпы роста: по обороту +34%, по численности работающих +14,8%, по прибыли до налогообложения +14%. Общая рентабельность компании составила 6,9%. Отношение заработной платы к среднему уровню по классу - 151%. В 2010 году ТМК достигла роста прибыли в 41%, увеличения средней зарплаты на 25% и удвоения объема генподряда по сравнению с прошлым годом.