23.11.2010 00:45
    Поделиться

    Уральские транспортники предлагают кардинально изменить систему медосмотров водителей

    Свердловская и Курганская области стали полигонами для введения новой системы медицинского освидетельствования водителей пассажирских и грузоперевозок.

    Существующая система медосвидетельствования, по мнению большинства опрошенных "РБГ" руководителей автопредприятий, малоэффективна. Она не учитывает львиной доли всех рисков. В итоге, по подсчетам заместителя министра здравоохранения Свердловской области Диляры Медведской, не меньше трети аварий на дорогах вызваны утомленным состоянием водителей.

    Свердловская область - первый регион России, где появились приборы оценки психофизического состояния водителей. На объединенных постах ДПС и Центра медицины катастроф медики начали тестировать водителей. Результаты шокируют: из 1,5 тысячи обследованных транзитных водителей треть оказалась в зоне риска и могли запросто спровоцировать ДТП.

    Разработка Курского НИИ Минобороны России изначально была предназначена для тестирования летчиков, ядерщиков, спецназа, работников авиа- и железнодорожных перевозок. Теперь, уверены в региональном минздраве, комплекс пора применять и в автотранспортной сфере. Система получила бессрочный сертификат Роспотребнадзора еще три года назад, но пока на автопредприятиях встречена без энтузиазма. В чем причина?

    Федеральное законодательство предполагает обязательные предрейсовые и межрейсовые медосмотры водителей, но соблюдать закон добросовестно, а не для галочки, кажется невыгодным ни шоферам, ни предпринимателям, считает координатор программы развития систем личной и коллективной безопасности в автотранспортном комплексе УрФО Олег Половинкин. Продолжительность рабочего дня водителей не должна превышать семи часов, однако, как правило, им приходится проводить за рулем до 12 часов. Именно тогда риск ДТП увеличивается вдвое, а если свыше 12 часов - в девять раз.

    Больше всех рискуют водители-дальнобойщики. Ведь для транспортных компаний главное - доставить груз к сроку и получить прибыль. Несколько лет назад транспортников обязали устанавливать в кабины дальнобойных автомобилей тахографы - регистраторы графика работы и отдыха водителей. Такие же приборы обязательны в междугородных пассажирских перевозках вместимостью более 22 человек. Однако статистика ДТП говорит о том, что тахографы картину аварийности принципиально не меняют. Водители "химичат" с приборами так же, как шахтеры с датчиками содержания метана. Ведь следуя показаниям приборов, они могут потерять в прибыли.

    Но пассажироперевозчики подсчитали: затраты на внедрение систем безопасности окупаются через несколько месяцев и позволяют снизить, а то и вовсе исключить ущерб от возможных ДТП.

    - Весь комплекс системы психофизической безопасности, включая обучение специалистов, обошелся нам в 77 тысяч рублей, а считая покупку компьютера - в 120 тысяч. Месяца за три-четыре новшество окупилось, - рассказывает "РБГ" Николай Косюк, гендиректор Шадринской автоколонны, президент НП "Кургандортранс".

    Сейчас разработчики программы совместно с минздравом Свердловской области обратились к региональным властям с предложением принять новую программу медосвидетельствования водителей и установить целую систему психофизической безопасности - пункты контроля и кабинеты психологической регуляции водителей на каждом маршруте: начиная от конечных остановок на внутригородских маршрутах и заканчивая междугородними и международными рейсами. Если власти примут такое решение, то деньги на безопасность найдутся и у владельцев автопредприятий, автовокзалов и руководства муниципалитетов, считает Олег Половинкин.