Андрей Тихонов: Решением транспортных проблем Москвы является разумное строительство

Столица России - один из самых загруженных городов мира. Причиной этому может служить бурный экономический рост, который привел к увеличению количества автомобилей, появлению огромного количества бизнес- и торгово-развлекательных центров, строительству нового жилья. Сегодня же транспортные проблемы ставят под вопрос дальнейшее экономическое развитие города.

Ежегодно все больше людей стремятся в крупные города за новым качеством жизни и новыми возможностями. Всего век назад городское население составляло 13% жителей Земли, а сегодня оно превышает 50%. При этом, согласно статистике, темпы этого прироста составляют 60 млн в год.

Москва как город мирового значения, претендующий на статус международного финансового центра, конкурирует с другими городами за доходы от туризма, инвестиции бизнеса, талантливых людей, выбирающих город в качестве постоянного места жительства. Все чаще и чаще среди ключевых факторов этой конкуренции называется удобство для жизни. Многие воспринимают это как данность, но комфорт во многом зависит от сложных транспортных сетей, которые обеспечивают передвижение людей, продуктов, товаров, медикаментов и даже топлива. Так что основной вопрос, который волнует правительства большинства городов мира, можно ли решить транспортные проблемы в короткий срок. Опыт успешных в этом направлении городов показывает, что можно, но только при условии тщательной подготовки и проведении всестороннего анализа существующей транспортной инфраструктуры.

Москва обладает тем преимуществом, что ей не нужно быть пионером в решении транспортных проблем, так как в различных городах уже наработан определенный опыт: существует набор решений, которые доказали свою эффективность, доступны аналитические данные о том, в каких условиях то или иное решение не принесло ожидаемого результата, а в каких наоборот оказалось единственно верным. Однако копировать этот опыт без учета локальной специфики, менталитета жителей и сложившейся культуры пользования транспортом нельзя.

Понимая значимость всех этих факторов, IBM разработала уникальный инструментарий, позволяющий оценить уровень "зрелости" существующей транспортной системы города. Вооружившись этим инструментарием, городские транспортные власти могут точно определить, какие решения будут эффективны.

Выделяется всего пять степеней зрелости на основе оценки интегрированности различных видов транспорта. Первой стадии соответствует разрозненное функционирование и отсутствие координации между видами транспорта. Максимальная пятая стадия соответствует городам, где функционирование различных видов транспорта оптимизировано относительно друг друга и наблюдается практически стопроцентная координация между ними.

Каждый город имеет свою особенную, обусловленную историческим развитием транспортную инфраструктуру. Например, исследование, проведенное IBM, показывает, что в Москве 88% водителей вынуждены ежедневно проезжать через центр. Кардинально изменить подобную ситуацию без строительства дополнительных развязок, дорог и тоннелей невозможно. Однако возможности роста транспортной сети не безграничны, проектирование дорог сталкивается с абсолютно естественными ограничениями: частная собственность, исторические памятники и экономическая целесообразность. Кроме того, каждая новая дорога ложится дополнительным бременем на городской бюджет.

В целом, общие направления, в которых необходимо двигаться в решении транспортных проблем Москвы, можно сформулировать следующим образом: повышение эффективности использования того дорожного фонда, который есть в распоряжении столицы сегодня, и разумное строительство, то есть строительство на основе тщательного анализа развития транспортной сети города в целом и оценки эффекта от введения каждой отдельной дороги в частности.