В 2010 году общий объем покупок и платежей в Интернете у нас в стране составит около 600 млрд рублей и продолжит расти. К 2012 году россияне потратят в сети более 800 млрд рублей. Так считают эксперты. Катализатором бурного роста электронной торговли стал кризис, заставив продавцов и покупателей уйти в сеть. А также новое поколение смартфонов, позволяющих быстро и без проблем подключаться к сети. Именно после 2008 года объемы интернет-платежей стали ежегодно удваиваться: в 2008 году объем рынка оценивался в 200 млрд рублей, в 2009-м - около 400 млрд и в 2010-м - 600 млрд.
Активный рост наблюдается во всех секторах. Массовый выпуск виртуальных карт и распространение технологии 3D-Secure, обеспечивающих безопасность карточных расчетов в сети, дали толчок к развитию этого сегмента рынка. По словам Виктора Достова, председателя совета Ассоциации "Электронные деньги", в индустрии электронных денег (WebMoney, Яндекс, Qiwi Кошелек и др.) за год практически удвоились обороты. "По итогам трех кварталов 2010 года объем пополнений кошельков составил около 40 млрд рублей (+40% к аналогичному периоду 2009 года). Число активных кошельков выросло на 20%, до 25 млн, - говорит он. Быстрыми темпами растет рынок микроплатежей - как сообщает Кирилл Петров, управляющий директор i-Free Innovations, со своих мобильников в этом году россияне перевели в сети около 13,5 млрд рублей (в 2009-м - 11 млрд).
Ситибанк и Google провели совместное исследование "Что покупают россияне в Интернете", выяснив, кто и за чем приходит в сеть. По числу операций в пятерке лидеров услуги связи (28,9% транзакций), железнодорожные билеты (14,2%), магазины музыки (10,4%), электронная торговля (6,4%) и авиабилеты (6,2%) (см. диаграмму на стр. 1). По объемам платежей с большим отрывом лидируют траты на путешествия: авиабилеты (34,8% всех платежей в сети), железнодорожные билеты (12,9%), турагентства (7,2%).
57,2% платежей в сети приходится на Москву (57,2%), Петербург (27,3%) и крупные областные центры (Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Самара). Наиболее активны в сети мужчины - молодые, холостые, образованные. Самые заядлые покупатели - менеджеры среднего и высшего звена, а также владельцы бизнеса.