В проекте закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предлагаются меры, которые позволят проблемным банкам избежать банкротства. О том, какие еще новации предлагаются законопроектом, РБГ рассказал директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.
- Михаил Игоревич, какие именно меры позволят проблемным банкам избежать банкротства?
- Этот проект закона подготовил Минэкономразвития. В нем содержится следующая возможность: если в проблемный банк захотел прийти частный инвестор и у него есть реальный план мер по его финансовому оздоровлению, то ЦБ по аналогии с тем, как решает такие же задачи Агентство по страхованию вкладов, может принять решение о неприменении к банку мер воздействия. Имеется в виду отзыв лицензии или введение запрета на привлечение средств населения во вклады на период осуществления мер по финансовому оздоровлению. Это позволит сохранить деятельность банка, минимизировать расходы фонда по страхованию вкладов и предоставить частным инвесторам возможность реализовать свои намерения.
- Какие еще новации предлагаются банкам в рамках данного законопроекта?
- Здесь также идет речь о совершенствовании процедуры банкротства по отдельным направлениям. К примеру, предполагается, что сейчас после признания банка банкротом есть возможность вернуть лицензию, если перед всеми кредиторами какое-либо лицо в течение первого полугодия исполнило все обязательства. На практике такая схема ни разу не работала. Представляет интерес следующая схема: здоровый банк может заинтересоваться реальной сетью кредитной организации, которая признана банкротом. И в этом случае первый может отвечать частично, например, по обязательствам к вкладчикам. Таким образом, взять на себя часть активов банка, признанного банкротом. И тем самым не нужно будет осуществлять выплату из фонда по страхованию вкладов, а вкладчики смогут продолжать обслуживание в другом финансово устойчивом банке, который расширит свои коммерческие возможности.
Мы предлагаем распространить этот опыт на случай, когда лицензия уже отозвана, но интерес к банку со стороны частного сектора сохраняется. Однако это не спасет проблемный банк, в отношении которого, конечно, будет идти процедура банкротства. Но позволит защитить интересы вкладчиков этого банка. И сделать для них менее обременительным процедуру общения с банком, куда они вложили деньги. То есть им не нужно будет подавать заявление в агентство, получать страховое возмещение. Они просто через некоторое время узнают, что их вклады в другом банке.
- Процедура будет идти через финансово устойчивый банк или это будет предлагать ЦБ?
- Вся процедура будет проходить через Агентство по страхованию вкладов. Предполагаем, что Банк России будет участвовать в одобрении этой сделки. Мы должны проконтролировать, чтобы вклады попали в финансово устойчивый банк, и в дальнейшем у вкладчиков не было бы проблем.
- Вы заявили, что в следующем году процесс консолидации в банковской системе РФ может быть более масштабным, чем в 2010 году. Насколько более активным будет процесс слияний и поглощений?
- В процесс слияния и поглощений могут попасть несколько достаточно заметных банков, которые будут консолидировать свой бизнес в целях повышения эффективности и сокращения расходов.
Вполне возможно, что масштабы деятельности кредитных организаций, которые будут участвовать в этом процессе, будут больше, чем в 2010 году. В этом году к 12 банкам присоединилось 18, что составляет примерно 6% от банковских активов.
- Вы можете рассказать о некоторых готовящихся крупных сделках?
- Нет, не могу. И не имею права. Эти сделки могут переноситься по независящим от ЦБ причинам. И это дело менеджмента и владельцев банков.
- А о каком количестве банковских сделок идет речь?
- Несколько.
- По вашим словам, единственным препятствием в процессе консолидации кредитных организаций является норма, которая запрещает присоединение обществ с ограниченной ответственностью к акционерным обществам. Вы сказали, что на самом деле этот запрет не ставит крест на присоединении, а лишь ведет к отсрочке на три-четыре месяца. Можете поподробнее об этом?
- Дело в том, что в нашей правовой системе невозможно присоединение общества с ограниченной ответственностью к акционерным обществам в принципе. Это касается не только банков, но и других юридических лиц. Хотя мы с точки зрения экономики не видим каких-то существенных препятствий к этому процессу.
Уже несколько лет ведется поиск юридических формул, которые позволят это сделать. Эта работа до сих пор не завершена. Если бы такое слияние стало возможно, то это позволило бизнесу быстрее осуществить сделки по присоединению, в случае, когда юридические лица находятся в разных организационно-правовых формах.
Сейчас, прежде чем присоединиться, они преобразуются в акционерное общество, и только потом объединяются. Это дополнительное время и затраты.
- По вашим оценкам, пока примерно 190 банков не соответствуют требованию по уставному капиталу в 180 млн рублей, которое вступает в силу с 2012 года. Что вы можете рекомендовать таким кредитным организациям, чтобы за оставшееся время исправить положение?
- На самом деле минимальным требованиям к капиталу не соответствует 199 банков, которым требуется чуть более 11,5 млрд рублей. Из них трем четвертям достаточно поддерживать нормальный уровень прибыльности и даже накопить необходимый капитал. Но оставшимся придется работать с нынешними владельцами или искать себе новых стратегических партнеров для увеличения собственных средств.
- ЦБ не рассматривает возможность переноса на более поздний срок повышения планки к собственным средствам банков?
- Таких оснований сегодня нет.
Дмитрий Скрипичников, заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России:
- Отмечу принципиальный момент: цель законопроекта это не создание условий для избежания банкротства проблемных банков. Главное - это создать правовые условия и механизмы защищающие права кредиторов и вкладчиков при неплатежеспособности банка. Для этого мы, в частности, предусматриваем механизмы по передаче имущества и обязательств от неплатежеспособного банка к платежеспособному, чтобы кредиторы и вкладчики могли спокойно продолжать свою финансово-хозйственную деятельность при банкротстве банка. Мы расширяем инструментарий по борьбе с недобросовестными действиями: выводом имущества, предоставлением недостоверной информации, искусственном формирование задолженности для получения преимущественных выплат. И, наконец, усовершенствуем процедуры управления имуществом в ходе дела банкротства, с целью увеличения конкурсной массы для расчетов с кредиторами. Хочу отметить, что наличие такого инструментария и своевременное и оперативное принятие мер в отношении неплатежеспособного банка, позволяет снизить риски для всей финансово-кредитной системы страны. В этом и состоит цель законопроекта.