02.11.2010 00:50
    Поделиться

    "Единороссы" обсудили политический манифест Никиты Михалкова

    Государственно-патриотический клуб "Единой России" вчера в Москве обдумал, чем "просвещенный консерватизм" кинорежиссера Никиты Михалкова отличается от партийной идеологии консерватизма.

    Дискуссию вокруг обнародованного неделю назад манифеста Никита Михалков выиграл без труда: он просто не пришел. Лишенные возможности бросить ему в лицо какие-либо упреки партийцы и гости клуба были вынуждены сосредоточиться на цитатах из текста, принимая таким образом манифест всерьез.

    Так, например, политолог Александр Ципко пришел к выводу, что Михалков уходит от обсуждения проблемы сталинизма, и хотя электорально эта тема не выигрышна для партии, ей следовало бы высказаться по этому поводу. Тем более что Путин трижды говорил о том, что коллективизация убила российское крестьянство. А председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов, сославшись на цитату о том, что документ автор начал писать год назад, заметил: "Если читать первую часть манифеста в контексте тех событий, которые тогда происходили, я имею в виду раскол на съезде кинематографистов, становится понятно, что это продолжение того спора, это поиск объединительных начал, способных примирить не только киношников, но всю интеллигенцию вокруг идеи".

    Координатор государственно-патриотического клуба Ирина Яровая напомнила, что год назад на питерском съезде "единороссы" приняли программу, где официально озвучили свою идеологию как консервативную: "Год назад эту тему обсуждали политики, и для нас как для политической партии очень интересно, что консерватизм начали обсуждать в новой среде". Она напомнила, что тогда первыми на идеологическую позицию "единороссов" отреагировали лидеры оппозиции, Геннадий Зюганов и Сергей Миронов: "Сейчас становится понятно, что год назад принятый документ нуждается в том, чтобы стать предметом живого обсуждения партии в регионах, и то, что сегодня Никита Сергеевич внес в повестку дня обсуждение идеи консерватизма, - это очень полезно".

    - Михалков бросает нам перчатку - вы приняли программу, ничего не сделали за год, он фактически говорит нам, что мы долго раскачиваемся, - согласился председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, - и этот манифест - вызов для нас, вызов, который должен показать, готовы ли мы защищать выдвинутые нами социально-консервативные ценности, и мы не должны промолчать.

    "Консервативная идеология, конечно, не изобретение Михалкова и не изобретение "Единой России", но я был свидетелем того, как здесь, в ЦСКП, были предприняты огромные усилия в течение последних трех-четырех лет по возвращению идеи консерватизма в политический дискурс", - заметил вице-президент Российского фонда культуры Алексей Титков. Художественный руководитель Московского драматического театра им. К.С. Станиславского Александр Галибин признал, что не увидел в тексте только одного: "На сегодняшний день в театре отсутствует понятие героя, а без героя патриотизм невозможен. Мы сейчас находимся в попытке поиска человека, которому хотелось бы подражать, с которым хотелось бы быть рядом, ведь не хочется подражать тем, кто убивает, режет, пьет. Происходит американизация героя, нашей жизни, а это неправильно". На что в зале кто-то не выдержал и напомнил, что голливудский герой - это положительный персонаж. "Это не наши герои", - отпарировала Яровая.

    "Да, это очень серьезный вызов "Единой России", с одной стороны, а с другой - предложение партнерства", - полагает профессор ВШЭ Леонид Поляков.

    "Задачи противостоять "Единой России" не было, - не выдержал Титков, - можете успокоиться, я это говорю как свидетель создания текста" (он был среди тех, кто читал и помогал редактировать текст манифеста до обнародования. - Прим. "РГ"). "Я хладнокровен, как змея, вы преувеличиваете степень моего волнения", - отрезал Поляков. "Что предлагает сегодня Михалков - поддержать консервативную партию власти, которая проводит модернизацию, и в этом смысле понятен его запал против идеи догоняющей либеральной модернизации, - считает Поляков. - Все любят Отечество: и либералы, и коммунисты, и националисты, но каждый из них любит в России то, чего в ней нет, любит проектно. А консерватор любит Россию как она есть". "Сегодня главное противоречие в нашем обществе, - подключился к дискуссии президент Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов, - это противоречие между народом и олигархией, вот если партия возьмется за устранение этой проблемы, тогда люди увидят, как можно объединиться вокруг партии".

    Свои сомнения в успешности перемен высказал президент фонда "Возвращение" Юрий Бондаренко: "Пока 80 процентов названий, среди которых мы живем, являются идеологически мотивированными". И одобрил идею изменения названия станции московского метро "Войковская".

    - Вы же не выкините все советские улицы из истории? Мы не можем выкинуть все, потому что многие достижения случились в советскую эпоху, но мы должны подумать, как примирить мораль и преемственность, - возразил Ципко.

    - Да, вот в Москве есть улица Коммунистический тупик - ее нужно оставить, - развеселил собравшихся Сергей Попов.

    Поделиться