18.10.2010 23:57
    Поделиться

    Татьяна Голикова: Перепись 2010 года позволит понять те ожидания, которые есть в обществе

    Демографическая угроза, которую еще раз подтвердили результаты предыдущей переписи населения России, привела к тому, что в последние годы наше правительство всерьез занялось здравоохранением, стимулированием рождаемости. Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова рассказала "Российской газете", как ее ведомство собирается использовать данные переписи населения для развития трудовых отношений, улучшения пенсионной системы.

    Российская газета: Татьяна Алексеевна, вспоминая перепись 2002 года, на ваш взгляд, что дали собранные данные в прикладном плане?

    Татьяна Голикова: В то время Россия была новой страной, которая ничего о себе не знала. Последняя перепись была в 89-м году, и с того момента мы прошли через серьезные политические, социальные и экономические изменения. Мы стали другой страной, но был вопрос: а что это за страна? Ответ требовался не только нам, но и всему мировому сообществу, которое хотело узнать подробности о новом Российском государстве.

    Это и отличало перепись 2002 года. Новые данные нужны были, чтобы принять стратегические решения во всех сферах общественной жизни, в частности в вопросах демографии, семейной политики и социальной политики в самом широком смысле этого слова.

    Очевидно, что перепись 2002 года позволила нам более объективно подойти к вопросам развития страны. Мы получили полную картину нового российского общества: сколько у нас мужчин и женщин, их возрастной состав, средняя продолжительность жизни и другие статистические выкладки. Это позволило сделать анализ ситуации и принять решения практически в каждой сфере, будь то финансы, образование, рынок труда или здравоохранение. У нас появилась отправная точка - теперь мы могли точно определить, к примеру, территориальное расположение больниц, специализированных медцентров с учетом текущей ситуации и наших возможностей.

    РГ: Можно ли утверждать, что перепись 2002 года подтолкнула государство к более активной демографической политике, включая нацпроекты и начало выплат материнского капитала?

    Голикова: В глобальном смысле да. Материнский капитал, на мой взгляд, - это и элемент государственной демографической политики и в то же время логичное продолжение реализации нацпроекта "Здоровье". С интервалом в год после старта нацпроектов была разработана концепция демографической политики до 2025 года.

    Мы до сих пор слышим мнения, как отдельных демографов, так и целых демографических школ, что установленные в концепции показатели недостижимы. Но мы стараемся доказать обратное. Те темпы, которыми за последние годы растет рождаемость и снижается смертность, - дают нам основание полагать, что ситуация исправится.

    Говоря о материнском капитале, нужно понимать, что главная цель этого решения - появление в российских семьях больше вторых и третьих детей. Не секрет, что в трудные 90-е годы многие россияне предпочитали "не обременять" себя вторым или третьим ребенком, потому что не было уверенности, что хватит сил и средств на их воспитание.

    В процессе обсуждения пришли к выводу, что необходимо гарантировать людям самое главное - жилье и хорошее образование. Поэтому сумма в 250 тыс. рублей, которая была заложена как первоначальная в 2007 году на материнский капитал, направлена именно на то, чтобы гарантировать людям условия, при которых они захотят создать полноценную семью.

    Если говорить об итогах, то, к примеру, в кризисный год за счет материнского капитала семьи могли погасить ранее взятые кредиты и проценты по ним, что было важно для социальной стабильности. То же самое касается и меры, предложенной в 2009 и 2010 годах, разрешающей семьям единовременно получать по 12 тыс. рублей.

    Самое важное - материнский капитал стимулировал вторые и третьи рождения не только в молодых семьях, но и в более взрослых. Сейчас, по нашим данным, 3-4 процента детей родились в семьях, в которых супруги перешагнули 30-летний рубеж.

    РГ: У демографической проблемы есть и обратная сторона, помимо низкой рождаемости. Это убыль населения. Как, на ваш взгляд, можно справиться с этой проблемой?

    Голикова: Я думаю, что справиться исключительно административными или директивными решениями нельзя. Да, продолжительность жизни в России пока низкая, и изменить это без активного участия самих россиян невозможно. Я прежде всего говорю о ведении здорового образа жизни. Быть может, это прозвучит банально, но борьба с алкоголизмом и табакокурением - это непререкаемый приоритет для нас в сфере профилактики и предупреждения негативных последствий для общественного здравоохранения, которые потом сказываются и в других сферах - экономике и социальной жизни. Ведь, к сожалению, эти вредные привычки наиболее распространены среди самой востребованной категории россиян - молодежи и людей трудоспособного возраста.

    Кстати, все утверждения, что в России всегда много пили, - не более чем миф. В царской России потребление алкоголя было 3,4 литра в год в пересчете на одного человека, в 1970-х - 6,7 литра, и только в период 1990-х этот показатель вышел на угрожающий уровень - 18 литров в год.

    Так что это проблема объясняется не особенностями русского человека и рассказами о беспробудном пьянстве, это скорее итог той 80-летней истории, что мы прошли. Мы получили тот результат, который мы получили. Но это не приговор, и мы можем это исправить.

    Если нам удастся переломить эту ситуацию и изменить стереотипы, то, думаю, это станет залогом изменения ситуации с демографией, включая вопросы убыли населения и продолжительности жизни.

    РГ: Сейчас началась перепись-2010. Какие результаты вы ожидаете получить? Как вы собираетесь их использовать?

    Голикова: С момента предыдущей переписи прошло восемь лет - и это был в целом благоприятный период: произошли позитивные сдвиги в здравоохранении, социально-трудовой сфере. Перепись 2010 года позволит строить долгосрочные прогнозы развития России и лучше понимать те ожидания, которые есть в обществе. Например, изменения пенсионной системы можно проводить только, если есть долгосрочные показатели оценки эффективности принимаемых мер, наложенные на демографические данные. Надеюсь, что в ходе переписи мы получим подробные характеристики половозрастного состава, структуры занятости и состава семьи - это позволит нам делать более точные прогнозы, в том числе с горизонтом до 2050 года.

    Еще интересные данные мы надеемся получить по рынку труда. Ключевой момент - изучение безработицы. Нам важно знать, сколько среди безработных мужчин и женщин, их возраст, образование. За счет переписи мы хотим составить своеобразный "портрет" безработного, он будет полезен для работы как нашего ведомства при разработке перспективных мер на рынке труда и мер социальной поддержки, так и ведомствам, отвечающим за экономическую политику.

    РГ: Напоследок, Татьяна Алексеевна, скажите, почему, по вашему мнению, россиянам стоит принять участие в переписи?

    Голикова: Я просто хочу сказать, что заполнение переписных листков и участие в переписи - это не только гражданский долг, но помощь государству и самим себе. Ведь чем более полную информацию мы получим, тем больше у нас будет официальных данных, чтобы принять объективные решения при разработке проектов и программ, включая социальную поддержку, трудоустройство и, конечно же, здравоохранение.

    Поделиться