17.10.2010 23:00
    Поделиться

    В Москве состоялась премьера мюзикла "Обыкновенное чудо"

    "Обыкновенное чудо" поставлено в Театральном центре на Дубровке, где в свое время ставился "Норд-Ост". В начале спектакля на сцену выходит блиставшая в "Норд-Осте" Ирина Линдт. Уже это заслуживает того, чтобы спектаклю рукоплескали стоя. Это как знак - мы не сломлены.

    Евгений Шварц - автор пьесы, Юлий Ким - либретто и стихи, Геннадий Гладков - композитор. Декорации и сказочные костюмы, подчеркивающие характер каждого из персонажей, сделаны так, что никому из художников не изменил вкус (художник-постановщик Лариса Ломакина, художники по костюмам Ольга-Мария Тумакова и Вадим Воля). Дописаны музыкальные номера - зрители услышат 15 новых песен, которых нет в одноименном фильме. Музыка в живом исполнении оркестра под управлением Армена Погосяна.

    Раз уж зашла речь о фильме, поставленном Марком Захаровым по пьесе Шварца в 1978 году, нужно отметить, что авторами мюзикла в сторону кинокартины сделан большой уважительный реверанс. Спектакль наполнен цитатами из картины, что проявляется в первую очередь в игре актеров. У артистов спектакля было два выхода - либо быть "калькировано" похожим на героя фильма, либо - разительно на него непохожим. И вот там, где, оттолкнувшись от образа киногероя, начинается что-то свое, - там и происходит обыкновенное чудо этого спектакля.

    Так, Ирина Линдт поначалу кажется точной копией Ирины Купченко. Но она совсем другая. Ей удается стать для этой постановки "ниточкой Ариадны", которая все ведет, как и положено по замыслу драматурга. Или министр-администратор в исполнении Антона Эльдарова. Взяв за основу рисунок роли Андрея Миронова, он добавляет в него современную краску, нечто такое, что делает его похожим в хорошем смысле на КВНщика или персонажа "Комеди Клаба". Самым калькированным персонажем - ну просто взяли и перенесли из картины на сцену - предстает первый министр. В фильме это - Ерванд Арзуманян, в спектакле - Андрей Грачев. А вот у короля (Сергей Усков) и первой статс-дамы - Эмилии (Елена Чарквиани) почти ничего нет ни от Евгения Леонова, ни от Екатерины Васильевой. Они - самобытны, ярки и талантливо преподносят зрителю свою трактовку.

    Хорош Медведь (Павел Хрулев), одновременно и похожий и не похожий на Абдулова, трактирщик (Павел Рассудов), похожий и не похожий на Юрия Соломина, харизматичен охотник (Александр Рагулин) - совсем не Всеволод Ларионов.

    Но есть моменты, которые не дают в полную силу насладиться этой постановкой.

    Кто главная героиня "Обыкновенного чуда" - грустной и философской сказки о любви? Правильно - принцесса. И не может быть такого, чтобы на сцене хозяйка - жена Волшебника и первая дама - Эмилия ее переигрывали. А именно это и происходит. Девушке с высоким и нежным голосом Юлии Пак не хватает глубины Евгении Симоновой. Она играет простую, ну очень простую девчонку, немного взбалмошную, капризную и избалованную... Возможно, дело в том, что принцесса - вовсе не амплуа этой актрисы. В Симоновой было нечто отрешенное, возвышенное, печальное, как сама любовь.

    В спектакле это куда-то уходит. Возможно, режиссер Иван Поповски решил, что современному зрителю ближе буффонада. Спектакль местами так напоминает оперу-буфф, что начинаешь сомневаться: на мюзикле ли присутствуешь. Фокусы, жонглирование, ленты, в конце даже вылетают живые голуби...

    При этом теряются слова и Шварца, и Кима. А ведь они - самое главное в этой пьесе.

    Как совместить дорогостоящее шоу и трогательную музыкальную сказку о любви, которая задевает в каждом самое сокровенное - вот вопрос, на который авторы мюзикла не дают окончательного ответа.

    Поделиться