07.10.2010 23:20
    Поделиться

    Николай Володин: Научить анатомии проще, чем привить те человеческие качества, которые завещал Пирогов

    Какое отношение к компьютерной томографии имеет выдающийся Николай Пирогов, оперировавший при свечах? Одобрил бы доктор Пирогов ЕГЭ или нет? Как вырастить из студента неравнодушного врача? Об этом рассуждает академик РАМН, ректор Российского государственного медицинского университета имени Пирогова Николай Володин.

    Российская газета: Николай Николаевич, вы окончили вуз, который сейчас возглавляете. Когда учились, институт был на Пироговской улице, и имя он носит Пирогова. И весь 2010 год наполнен официальными мероприятиями, посвященными этому выдающемуся врачу. А лично для вас - что значит Пирогов?

    Николай Володин: Признаюсь, что когда поступал во Второй мединститут - так тогда он именовался, - почти ничего не слышал о Пирогове. И тут с удивлением узнал, что современная научная и практическая медицина буквально зиждется на его открытиях, на его трудах. Я давно уже не студент, я давно практикующий врач, а теперь еще и ректор. И пройдя все ступени становления как медика, могу сказать: Пирогов не устарел. Скажем, ни один вид высокотехнологичной медицинской помощи, которую сегодня оказывают в ведущих научных центрах, не обходится без проведения компьютерной томографии.

    РГ: И при чем здесь Пирогов? В его время не только компьютеров - электричества не было. Пирогов при свечах оперировал.

    Володин: Ваша ирония в данном случае неуместна. Ведь для чего проводится компьютерное исследование? Для того чтобы увидеть патологический процесс, его локализацию, контролировать динамику развития патологии и принять единственно правильное решение. Так вот гений Пирогова заключался в том, что им создана так называемая ледяная анатомия. Она позволяет определить взаимоположение органов, тканей, сосудистых и нервных пучков. А без этого невозможно ни одно хирургическое вмешательство.

    Именно Пирогов обратил внимание, что рядом с хирургом в операционной находился анатом, который фактически руководил ходом операции. Что явно противоестественно, противоречит здравому смыслу. Николай Иванович стал инициатором создания анатомических музеев и специальной подготовки хирургов по топографической анатомии. Без нее и сейчас, и, думаю, в далеком будущем хирург, да и врач любой специальности немыслим.

    А первый в мире анатомический институт создан им, Пироговым. И во всем мире обучение студентов-медиков начинается с анатомического театра. Сам видел на медицинском факультете Кельнского университета придуманные когда-то Пироговым муляжи для изучения анатомии.

    РГ: Не раз слышала от травматологов - "наложим сапожок Пирогова"...

    Володин: Не только сапожок. Есть еще "повязка Пирогова", "гипсовая жилетка Пирогова", "маска Пирогова" для эфирного наркоза и так далее. А уж о том, что Пирогов - создатель военно-полевой хирургии, знают даже люди, весьма от медицины далекие. В годы Великой Отечественной войны наши медики сумели вернуть к жизни, вернуть в строй более 70 процентов раненых, и в этом тоже заслуга Пирогова. Он сделал обязательным анализ причин летальности от тех или иных ранений. Тем самым заставив не только эти причины изучать, но и искать, находить пути их преодоления. И представьте себе: этот принцип и сейчас уместен.

    Вот я специалист в области неонатологии - то есть науки о новорожденных. И если в нашей стране есть позитивные тенденции в снижении младенческой смертности, то значительную роль в этом играет глубокий анализ каждого конкретного случая гибели ребенка. И на основании такого анализа - разработка новых более эффективных подходов к диагностике и лечению новорожденных.

    РГ: В Виннице есть уникальный музей-усадьба и усыпальница, где покоится забальзамированное тело Пирогова. Известно, что в этом городе во время Второй мировой войны была ставка Гитлера. Но даже фашисты не посмели потревожить прах великого ученого. А у вас есть любимый постулат Пирогова?

    Володин: Конечно. Он говорил: "Служите верно науке и правде и живите так, чтобы, состарившись, могли безупречно вспомнить вашу и уважать чужую молодость". Ведь профессия врача - не такая, как все остальные. Она неминуемо требует особых человеческих качеств.

    РГ: Согласна, требует. Но вот у меня на редакционном столе стопки писем от читателей. И в основном жалобы: не столько на качество медпомощи, сколько на невнимание врачей. Начинаешь такие жалобы разбирать и нередко слышишь даже от самих медиков: "А что вы хотите? У нас врачи работают в таких условиях". Бездушие возводится чуть ли не в норму жизни. Подобное нам Пирогов не завещал.

    Володин: Научить анатомии, конечно, проще, чем привить те человеческие качества, которые завещал Пирогов: сострадание, доброту, человечность. Доброе слово не только кошке приятно, без него врачевание по большому счету немыслимо.

    РГ: При приеме в вуз эти постулаты принимаются в расчет? Или все зависит только от ЕГЭ?

    Володин: Ну и вопрос! Да, от ЕГЭ зависит чрезвычайно много. Должен с горечью заметить, что качество нынешних абитуриентов заметно снизилось. Часто высокие баллы ЕГЭ, предъявляемые абитуриентами, не соответствуют истинному уровню их подготовки. А уж о личностных, моральных качествах судить и вовсе сложно. Вот почему на базе московских средних школ, да и не только московских, создали мы сеть медицинских классов, в которых преподавание ведут сотрудники школ и наши, вузовские педагоги.

    В этих классах, как правило, нет случайных учеников - в них в основном представители врачебных династий, что для нас очень важно, и те, кто решил посвятить себя врачеванию не только потому, что эта профессия обычно дает экономическую независимость, но и осознавая высокую гражданскую миссию врача. Высокие слова? Не надо их бояться. Как не боялся их великий Пирогов.

    Поделиться