08.10.2010 13:30
    Поделиться

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 7: Стилистические фигуры

    Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу М. Карнауховой "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Тренировочный текст представлен в первом занятии.

    Занятие 7. Стилистические фигуры. Инфинитивное предложение, эллипсис, парцелляция, инверсия, удвоение, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, бессоюзие, многосоюзие, градация, период

    Омонимы, омофоны, омоформы, омографы. Синонимы и ряды синонимов. Антонимы, антитеза, оксюморон

    Кроме слов с переносным значением (тропов) и словосочетаний-фразеологизмов в создании образной речи принимают участие стилистические фигуры (их ещё называют синтаксическими фигурами или фигурами речи). В отличие от тропов эти средства образной выразительности преобразуют строй предложения, придавая высказыванию авторскую индивидуальность. Мы будем говорить о строении предложения в темах, посвященных синтаксису, однако фигуры речи как создатели образности укладываются в логику данного занятия.

    1. Инфинитивное предложение, когда сказуемое выражено неопределённой формой глагола, например: А царица хохотать и плечами пожимать… (А. Пушкин)

    2. Эллипсис - неполные предложения, где образность достигается за счёт экономии речевых средств при отсутствии члена предложения, чаще всего сказуемого, например: Озеро на середине реки; по правую сторону за рекой луг и по левую сторону луг, а за лугом взгорок со старыми соснами и поле. (Г. Бочаров)

    3. Парцелляция - стилистический приём, когда предложение интонационно делится на отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения, одно из которых неполное или требует обязательного контекста, например: Я жаловаться буду. Губернатору. (М. Горький) (Темы 28, комментарии; 35; 40.) Парцелляцию надо отличать от ошибки - речевой недостаточности, когда разрываются подлежащее или сказуемое (Я жаловаться. Буду.) .

    4. Инверсия - изменение прямого (обычного) порядка слов в предложении на обратный, при котором слово занимает не вполне обычную, а потому сильную позицию, например (слова, на которые падает логическое ударение, выделены): Арагвы светлой он счастливо / Достиг зелёных берегов. (М. Лермонтов) Сравните то же предложение с прямым порядком слов, где вместе с инверсией ликвидирована и ритмика стиха: Он счастливо достиг зелёных берегов светлой Арагвы.

     

    5. Удвоение - повторение слов как стилистический приём: Мечты, мечты, где ваша сладость? (А. Пушкин)

    6. Анафора, или единоначатие, - повторение слов или оборотов в начале каждого предложения:

    Коль любить, так без рассудку,

    Коль грозить, так не на шутку,

    Коль ругнуть, так сгоряча,

    Коль рубить, так уж сплеча!

    (А. К. Толстой)

    7. Эпифора, или концовка, - повторение слов или выражений в конце смежных предложений:

    "Не станет нас!" А миру хоть бы что.

    "Исчезнет след!" А миру хоть бы что.

    Нас не было, а он сиял и будет.

    Исчезнем мы - а миру хоть бы что!

    (Омар Хайям)

    8. Синтаксический параллелизм - повторение не слов, а синтаксической модели: Уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами… (М. Лермонтов)

     

    9. Умолчание - намеренный обрыв высказывания, передающий прерывистость, взволнованность речи. На письме умолчание показывается многоточием:

    Нет; я хотел…быть может, вы… я думал,

    Что уж барону время умереть.

    (А. Пушкин)

    10. Риторический вопрос - эмоционально окрашенное высказывание, имеющее значение утверждения или отрицания. Риторический вопрос часто ставится не для того, чтобы получить ответ, а для привлечения внимания читателя к тому или иному явлению, например: Что ж мой Онегин? Полусонный в постелю с бала едет он. (А. Пушкин)

    11. Риторическое обращение (часто с восклицанием), когда автор подчёркнуто обращается к кому-нибудь или к чему-нибудь, выражая тем самым своё отношение:

    Цветы, любовь, деревья, праздность,

    Поля! я предан вам душой.

    (А. Пушкин)

    12. Бессоюзие состоит в намеренном пропуске союзов при однородных членах (здесь и далее сами ряды однородных членов можно рассматривать как средство создания образа), что придаёт речи стремительность и динамизм. Например, строки из "Евгения Онегина" А. Пушкина, где мы вместе с семейством Лариных наблюдаем калейдоскопическую смену картинок за окном кареты:

    Мелькают мимо будки, бабы,

    Мальчишки, лавки, фонари,

    Дворцы, сады, монастыри,

    Бухарцы, сады, огороды,

    Купцы, лачужки, мужики,

    Бульвары, башни, казаки,

    Аптеки, магазины моды,

    Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах.

    13. Многосоюзие, когда повторяющиеся союзы служат логическому и интонационному подчёркиванию однородных членов, например:

    Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко)

    14. Градация- такое расположение однородных членов, при котором каждый последующий содержит усиливающее значение, из-за чего усиливается и общее впечатление, производимое всей группой слов.

    Задание. Прочитайте маленький эпизод из толстовского рассказа "После бала", где, однако, содержится поворотный пункт рассказа - смена реальных событий и перемена в душе героя. Найдите градацию, которая показывает нам, что дальше жизнь героя изменится.

    Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидел в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.

    15. Период - развёрнутое предложение, чётко распадающееся на две противопоставленные части, например:

    В этом роде жизнь, с мелкими изменениями, продолжалась с лишком два месяца, и, несмотря на великолепный дом, каким он мне казался тогда, на разрисованные стены, которые нравились мне больше картин и на которые я не переставал любоваться; несмотря на старые и новые песни, которые часто и очень хорошо певала вместе с другими Прасковья Ивановна и которые слушал я всегда с наслаждением; несмотря на множество новых книг, читанных мною с увлечением, - эта жизнь мне очень надоела. (С. Аксаков)

    Из лексических элементов, скрепляющих предложения при логическом развитии мысли и усиливающих при этом образную выразительность, выделим так называемые контекстные синонимы и лексические повторы.

    16. Контекстными синонимами выступают в тексте слова, которые сами по себе синонимами не являются, однако образы, выражаемые ими в тексте, имеют черты сходства.

    Возьмём абзац из "После бала" Л. Толстого, начинающийся вопросом рассказчика самому себе "Что это такое?". Иван Васильевич слышит "неприятную, визгливую мелодию", идёт на звук и - далее описание внутри повествования (курсив наш): "Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много чёрных людей". Описание (то, что видит Иван Васильевич) прерывается рассуждением рассказчика о том, что это могут быть за люди, а затем снова описательное предложение: "Солдаты в чёрных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге и не двигаясь". Зловещие "чёрные люди" и солдаты в чёрных мундирах - это один и тот же образ, и два описательных предложения связаны контекстными синонимами.

    17. Перед вами абзац, где предложения соединены с помощью лексического повтора, средства выразительности, используя который автор акцентирует читательское внимание на предмете речи (текстовые выделения те же): "Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его".

    Помимо переносных значений одного слова в лексиконе есть разные слова, объединённые в большие группы по определённым признакам, - омонимы, синонимы и антонимы.

    1. Омонимы - это слова или формы слов, одинаково звучащие, но совершенно разные по значению, например: ключ - инструмент, открывающий дверь, и ключ - поток, бьющий из земли; брак - супружество и брак - испорченная продукция.

    При изучении правописания слов с учётом их звукового оформления мы будем иметь дело со звуковыми омонимами - омофонами. Это слова, одинаково звучащие, но по-разному пишущиеся, например: посвятить стихотворение и посветить фонарём, лук [лук] (луковица) и луг [лук] (лужок).

    Есть омонимы, относящиеся, как правило, к разным частям речи и совпадающие по звучанию лишь в отдельных формах. Такие омонимы называются омоформами. Перед вами каламбур - весёлые строки, где обыгрываются омоформы:

    Вы, щенки! За мной ступайте;

    Будет вам по калачу.

    Да смотрите ж, не болтайте,

    А не то поколочу.

     (А. Пушкин)

    А вот другой каламбур: Я приехал в Москву: плачу и плачу. (П. Вяземский)

    Представленные омонимы одинаковы по написанию, но различаются по звучанию из-за разного ударения. Такие омонимы называются омографами.

    Задание. Придумайте по предложению с омоформами порублю и по рублю, посол (от посолить) и посол; омографами замок и замок, пропасть и пропасть.

    2. Синонимы - разные слова, близкие по смыслу, то есть лексическому значению, например: рисковать, осмеливаться, отваживаться, дерзать. Как видно из примера, все слова выражают общее понятие "действовать, не боясь опасностей". Однако очень важны и отличия: каждое слово имеет свой смысловой и эмоциональный оттенок. Различаются смыслом, например, фразы Я рискнул взять на себя эту работу, и Я осмелился на эту работу, и Я всё-таки отважился на эту работу, наконец, Я дерзнул взяться за эту работу. Таким образом, одно понятие может раскрываться до конца, исчерпываться в языке не одним словом, а группой синонимов, образующих так называемый синонимический ряд. Вот как Пушкин в "Капитанской дочке", рисуя образы персонажей, через их речь даёт нам почувствовать и социальное происхождение, и характер (синонимы одного синонимического ряда выделены одинаково):

    "- Василиса Егоровна прехрабрая дама, - заметил важно Швабрин. - Иван Кузьмич может это засвидетельствовать.

    - Да, слышь ты, - сказал Иван Кузьмич, - баба-то неробкого десятка".

    В списке необходимых словарей представлены словари синонимов и омонимов. Это замечательные источники пополнения словарного запаса, и при выполнении тестовых заданий вам без них не обойтись.

    Задание. Есть предметы и явления, значение которых не исчерпывается одним словом, тогда такое слово может иметь синоним, например: дом - здание, строение, сооружение. А есть предметы и явления, значение которых исчерпывается одним словом, и тогда это слово не имеет синонимов, например: окно, дверь, этаж.

    Какие слова из списка имеют и не имеют синонимы: сосна, самолёт, бегемот, мастерство, зуб, ручей, работать, левый, быстро.
    Проверьте себя по словарю синонимов.

    3. Антонимы - слова с противоположными значениями, например: начало - конец, хороший - плохой, близко - далеко.

    Главное назначение антонимов в образной речи - выражение контраста, создание противопоставления - антитезы: Чёрный вечер - белый снег (А. Блок), "Война и мир" (Л. Толстой), "Живые и мёртвые" (К. Симонов).

    Антоним лежит и в основе такого средства создания образности, как оксюморон (в переводе с греческого остроумно-глупое). В оксюмороне соединение противоположных по смыслу слов создаёт необычайно выпуклый, ёмкий образ: В свежем воздухе пахло горькой сладостью осеннего утра. (И. Бунин) Или О как мучительно тобою счастлив я. (А. Пушкин)

    ВАЖНО! Все стилистические средства языка используются автором текста, чтобы лучше высветить тему и идею.

    Задания. 1. Какая проблема не затронута в тексте ЕГЭ?

    1)    Какую роль играет книга в жизни человека?

    2)    Какие качества наиболее ценны в человеке?

    3)    Как отличить талантливую книгу от посредственной?

    4)    Как Пушкин относится к Пугачеву?

    2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

    1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев.

    2)    Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.

    3)    Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.

    4)    В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.

    3. Определите стиль и тип речи текста :

    1)    научный, описание

    2)    публицистический, рассуждение-размышление

    3)    художественный, описание

    4)    научный, рассуждение-размышление

    4. В каком предложении текста ЕГЭ автор использует антонимы (антонимическую пару)?

    1) 9

    2) 10

    3) 13

    4) 18

    5. Какое из перечисленных предложений текста связано с предыдущим с помощью контекстного синонима и указательного местоимения?

    1) 2 2) 7 3) 16 4) 18

    6. Укажите ряд, где перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте:

    1)    сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение

    2)    неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора

    3)    риторический вопрос и восклицание, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, контекстные синонимы

    4)    метафоры, сравнительные обороты, неполные предложени

    Поделиться