04.10.2010 23:03
    Поделиться

    Большинство российских школ получит новый статус

    Автономные образовательные учреждения - это еще один инструмент для того, чтобы школа стала такой, какой ее хотят видеть дети, родители, учителя. Такое утверждение прозвучало на Всероссийской научно-практической конференции.

    Более чем за два года, прошедших с момента вступления в силу Закона "Об автономных учреждениях", на федеральном уровне создано не так много автономных учреждений. На региональном уровне их создание идет более активно, но лишь там, где внедряются более современные модели управления бюджетной системой.

    Новгородская область, куда съехались представители 32 регионов, успешно отправила все свои образовательные учреждения в "автономное плавание" еще в прошлом году. По большому счету теперь власти "покупают" у образовательных учреждений результат: помимо субсидирования госзаказа, дополнительные деньги и льготы даются только за конкретные достижения.

    Пресловутые "поборы" в школах и детских садах тогда перестанут нести в себе криминальную подоплеку, когда расходы в образовательных учреждениях станут прозрачными, уверены педагоги. Сделать это возможно при создании наблюдательного или попечительского совета.

    - Родители сегодня не в полном объеме знают реальную стоимость и содержание расходов на образование, - замечает директор новгородской гимназии N 3 Александр Жмурко.

    Педагоги предлагают пойти еще дальше: внедрить государственный сертификат на оказание дошкольных образовательных услуг. То есть каждый родитель получит на руки документ, который гарантирует его ребенку оплату из бюджета дополнительных услуг, и не только в муниципальном детском саду.

    Экономический эффект от перехода в формат "автономки" наглядно продемонстрировал директор учреждения дополнительного образования "Аванпост" Александр Перов из Тюмени: так, за несколько лет существования в качестве АУ бюджет учреждения увеличился в десять раз - с 5 до 50 млн рублей. Сейчас платные услуги в бюджете тюменцев составляют всего 4 процента, но через четыре года, как планируется, будет уже 25. А ресурсы в принципе те же, что и у всех: правильное использование территории, развитие имущественного комплекса и мотивация преподаваталей.

    Трудности перехода испытывают все регионы - и те, где автономизация только обсуждается, и те, в которых она уже практически завершена. Первые страдают от неизвестности, как в Кургане: "Нас будут считать коммерческой структурой и попытаются лишить всего, чего только можно". Вторые, как в Новосибирске, Рязани и Ростове-на-Дону, - от того, что существующее законодательство перестало отвечать реалиям. Нет единого федерального стандарта оказания образовательной услуги, а сдача помещений в аренду во внеучебное время превращается в "хождение по мукам" за 98 (!) разрешениями, ведь закон писался под долгосрочную аренду, но бывают и другие варианты.

    компетентно

    Валентина Иванова,  председатель Всероссийского педагогического собрания:

    - Уверена, что к 1 января все регионы создадут свой кластер автономных учреждений. В каком объеме это будет, 30 или 70 процентов от общего количества учреждений, которые подпадают под этот закон, не скажу. Все зависит от региона. Все те, кто перешел в статус автономного учреждения, двумя руками "за". Главное, улучшается качество образования, легче работать директорам и зарплата повышается. Переход к автономному существованию на сто процентов - это перспектива ближайших пяти лет. Но нужно быть внимательным к нюансам, речь идет о малокомплектных сельских школах, особенно начальных. Для них, считаю, статус бюджетного учреждения должен сохраниться.

    Поделиться