26.09.2010 23:00
    Поделиться

    Как вести себя на российских дорогах

    Россия - прекрасная страна, путешествие по которой может доставить вам большое  удовольствие и подарить множество ярких впечатлений. Но, прежде чем брать машину напрокат, чтобы осмотреть Москву или Санкт-Петербург, вам стоит узнать несколько секретов, как следует вести себя на русских дорогах и какие "сюрпризы" вас ожидают.

    Побороть синдром Сусанина

    Имя русского национального героя Ивана Сусанина в России давно стало нарицательным. Он прославился тем, что пообещал врагам показать дорогу к тайной резиденции русского царя, но завел их в такие дебри, из которых живым уже никто не вышел. В наши дни не раз можно услышать саркастическое предположение, что тайные последователи этого героя обосновались в русских дорожных службах. Если в Москве и на крупных автотрассах еще можно доехать до выбранной точки, то стоит съехать на второстепенную дорогу, как ориентирование на местности становится большой проблемой. Даже на русском языке дорожные указатели становятся большой редкостью. Что уж говорить об англоязычных табличках, которых в русской глубинке никогда и не было. Избежать потери ориентации простой GPS-навигатор или, в скором будущем, новая система ГЛОНАСС, создание которой русские намерены завершить к концу текущего года. Если же навигационного прибора у вас нет, единственный выход - пользоваться подробной англоязычной картой или опрашивать местное население, желательно выучив несколько фраз на русском языке.

    Правило трех "Д"

    Только в России, двигаясь по разделяющий встречные потоки полосе, можно получить удар… сзади. Эта шутка одного из российских юмористов очень точно характеризует поведение русских на дороге. Русские водители ценят мощные машины и нередко готовы козырнуть своим преимуществом перед участниками движения. Даже двигаясь по дороге с максимально разрешенной скоростью, будьте готовы, что какой-нибудь местный лихач еще издалека начнет вам мигать дальним светом, требуя уступить ему левую скоростную полосу, и начнет "действовать вам на нервы", если вы этого не сделаете. А уж "игра в шашки" (перестроение из ряда в ряд) и соревнование "кто быстрее сорвется со светофора" - излюбленные развлечения многих автолюбителей в России. Опытные водители в этом случае руководствуются "Правилом трех Д". Именно с буквы "д" начинаются три русских слова: "Дай дураку дорогу". Даже если вы отличный водитель и герои фильма "Fast and Furious" по сравнению с вами - неопытные новички, не торопитесь превзойти местных лихачей - они отлично изучили расстановку постов дорожной полиции на трассе, вовремя сбросят скорость, а вы наверняка "заработаете" лишение прав или крупный штраф.

    Одна беда чинит другую

    Перу классика русской литературы Николая Гоголя принадлежит фраза: "В России две беды, дураки и дороги". В наши дни остряки добавляют: "И одна беда чинит другую". Русский климат весьма суров - летом асфальт может плавиться от жары, а зимой разрушаться от шипованных шин и льда. Но русские дорожные службы не только не нашли соответствующей технологии, которая бы позволила сделать асфальт более устойчивым к русским условиям эксплуатации, но и сами нередко создают хаос на дорогах, начиная, например, ремонт в часы пиковой нагрузки. Если вы знаете, что на пути вашего следования есть хоть малейший намек на ремонт, будьте готовы застрять в пробке или ищите маршруты объезда.

    Не собирайте "подснежники"

    В средней полосе России известен цветок "подснежник" - он первым расцветает после схода снега. Правда, на сленге русских автомобилистов прозвище "подснежник" носит, скорее, негативный характер. Так называют автовладельцев, которые не пользуются машиной зимой - из-за сложности управления автомобилем на зимней дороге, из-за гигантских пробок, которые порождает малейший снегопад, из-за большей угрозы коррозии автомобиля вследствие обработки дорог специальными антигололедными реагентами. В последние годы таких автомобилистов становится все меньше. Но все равно каждую весну они появляются на дорогах, и их излишняя осторожность и неуверенность могут стать неприятным сюрпризом.

    Не паркуйтесь как в Европе

    Крупные города имеют, по меньшей мере, одну схожую проблему - отсутствие достаточного места для парковки. Однако не пытайтесь в России ориентироваться на европейские традиции, позволяющие "слегка подвинуть" бампером соседнюю машину. Любая царапина - это повод для разбирательства. Личный автомобиль для русского - это как любимый боевой конь для кавалериста - о нем заботятся, нередко общаются как с живым существом, прислушиваются к капризам и благодарят за работу. К тому же, обязательное страхование автомобиля вошло в русскую практику относительно недавно, и желание стрясти с провинившегося водителя компенсацию за моральный и физический ущерб побороли в себе далеко не все.

    Кому платить за парковку?

    Впрочем, у русской традиции парковки автомобилей есть и приятная сторона. Обычно плату за парковку в Москве не берут и, за исключением ряда трасс, машину можно оставлять практически на любой обочине на долгое время. Исключения составляют только аэропорты, платные паркинги у  дорогих торговых центров и ряд особо важных улиц, например, Тверская, где припаркованные автомобили очень быстро увозятся эвакуаторами на штрафные стоянки. Впрочем, следует иметь в виду, что, скажем, в Великом Новгороде на разрешенной для стоянки площадке около местного кремля может подойти молодой человек и предложить посторожить Вашу машину за небольшую плату. Согласившись, вы обезопасите автомобиль от действий местных хулиганов на то время, пока осматриваете достопримечательности. К тому же, вернувшись к авто мы можете быть приятно удивлены, что ваш автомобиль не только сохранен, но и даже вымыт. А уж платить за эту дополнительную "услугу" или нет - ваше личное дело.

    Не пропадешь!

    Если вам нужна помощь, если вы попали в аварию, не сомневайтесь, другие водители сделают все возможное, чтобы помочь вам, и быстрее, чем сотрудники ГИБДД и любые экстренные службы. При всех опасностях и неприятностях российских дорог, сами русские невероятно отзывчивы и склонны к героизму. Как только происходит авария, другие машины останавливаются, чтобы узнать, нужна ли их помощь. Прожив в России какое-то время, активно перемещаясь за рулем, вы наверняка увидите, как люди помогают друг другу растолкать не заводящуюся зимой машину, возят сломавшиеся автомобили на тросах, как водители больших фур помогают вытащить из кювета перевернувшийся джип и так далее. И будьте готовы сами прийти на помощь нуждающимся: имейте в машине трос и аптечку, а в мобильник обязательно забейте телефоны российских экстренных служб. Также, ради вашего спокойствия на дороге, заранее найдите в Интернете телефоны служб эвакуации и выездного шиномонтажа.

    Тайное братство руля и колес

    За долгие годы русские водители выработали свой язык сигналов и жестов, которые позволяют избежать полицейской засады или указать на проблемы зазевавшемуся водителю. Например, если встречный автомобиль дает сигнал дальним светом, это вовсе не значит, что он намерен перескочить на вашу полосу и требует уступить дорогу - сигнал означает, что на вашем пути притаился пост дорожной полиции, которая замеряет скорость. Если обгоняющий вас автомобиль дает звуковой сигнал, а водитель оказывает большим пальцем вниз - у вас проблемы с одним из колес. Водители фур на узких дорогах световыми сигналами сами нередко указывают плетущимся за ними водителям, можно ли идти на обгон или нет.

    Нельзя, но если очень хочется, то можно

    Это вкратце объясняет отношение русских практически ко всем правилам - в том числе и дорожного движения. Такое мышление особенно популярно в ночное время, поскольку дорожные инспекторы по большей части спят. Если ночью на пустой улице машина от обочины вдруг сорвалась и стала разворачиваться наперерез вам, значит в голове того водителя как раз включился этот "ночной режим". В ночи, и в городах, и вне их, автовладельцы порой совершают самые неожиданные маневры и поступки. Они пересекают двойные сплошные, разворачиваются, где попало, медленно, но верно, проползают через перекресток на запрещающий знак светофора, паркуются в самых неожиданных местах, ездят задом и так далее. Конечно, так поступать нельзя, но так может поступить водитель, за которым вы едите следом, и будьте готовы среагировать вовремя и соблюдайте дистанцию.

    Дикие пешеходы

    Паркуетесь ли вы во дворе или спокойно едите по широкому проспекту, всегда думайте о том, что здесь может быть пешеход! Российские пешеходы - это смелые и решительные люди, к  тому же, практически никогда не штрафуемые полицейскими. Катастрофическая нехватка  переходов, в сочетании с врожденной смелостью и природной ленью, вынуждают людей переходить дороги иногда в самых неожиданных местах и днем, и ночью. А проскочить позади паркующегося задом автомобиля - это вообще любимая народная забава. В узких переулках пешеходы предпочитают двигаться  так, словно они у себя дома следуют по маршруту туалет-кухня, то есть, не спеша и по-хозяйски. Вам нужно быть внимательней к пешеходам и ожидать их появления даже там, где вы меньше всего их ждете.

    В русских джунглях туалеты редкость

    У русского сатирика Михаила Задорнова есть в программе такой анекдот: автобус с немецкими туристами в России остановился на обочине у леса, и водитель сказал туристам, что здесь можно сходить в туалет. Через два часа скитаний  по лесу измотанные немцы вернулись к автобусу со словами "а здесь нет туалета!". Думаете это анекдот про немцев или туалет? Нет, на самом деле, это горькая правда об инфраструктуре российских дорог. Отправляясь в дальнее путешествие, знайте, что вас ждут "лесные стоянки", заранее решите, где вы собираетесь ночевать, и имейте в машине еду и напитки. С туалетами, питанием, ночлегом и автосервисами на дорогах России все довольно плохо и неравномерно. Между Москвой и Питером и на дорогах в сторону Киева и Минска еще есть признаки придорожной инфраструктуры, но если двигаться вглубь страны, ситуация будет ухудшаться с каждым километром. Тут, кстати, не помешает иметь в машине и одеяло, небольшой запас бензина, трос, домкрат и запасное колесо.

    Праворульный Восток

    По данным 2009 года, по российским дорогам ездит 2,2 млн праворульных машин, и 84% из них сосредоточены на Дальнем Востоке. При том, что движение там такое же, как по всей стране, левостороннее. Как это ни странно, но даже патрульные машины и машины "Скорой помощи" в этом регионе с правым рулем. Это объясняется тем, что большинство машин, продающихся здесь, попали сюда из Японии. Государство неоднократно предпринимало попытки исправить ситуацию, но безуспешно.  Поначалу такая ситуация "взрывает мозг", но после пары экстремальных ситуаций к этому начинаешь привыкать. Поэтому здесь перед каждым опасным маневром вспоминайте о том, что вы среди праворульных машин, но на левосторонней дороге, и будьте осторожны.

    Также доступна английская версия статьи.

    Поделиться