09.09.2010 23:00
    Поделиться

    Владислав Романов: В жаркий период в Самаре летальность возросла в два раза

    С октября в Самаре начнет курсировать специальный автомобиль с бригадой медиков, оснащенный самым современным диагностическим оборудованием. Об этом и не только корреспондент "РГ" беседует с руководителем городского департамента здравоохранения Владиславом Романовым.

    Российская газета: Владислав Евгеньевич, насколько я знаю, в городе организуются сейчас мобильные центры здоровья. Это, наверное, ответ на аномальную жару, которая принесла столько проблем россиянам?

    Владислав Романов: Не только. Хотя, конечно, в самую жару число вызовов "скорой помощи" в Самаре выросла на 80 процентов. В обычное время на "03" поступает в среднем одна тысяча вызовов в день. В жару их было 1800. К чести наших медиков - сбоев не было. Хотя они страдали от нее не менее других. В экстремальных условиях температура в салоне "скорой" доходила до 60 градусов. Некоторая аппаратура выходила из строя, а медики работали четко.

    РГ: Рост вызовов давали люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, хроники?

    Романов: Прежде всего они. Но немало было вызовов к детям с пищевыми отравлениями. Кроме того, тепловые, солнечные удары. В обычное время их просто нет, а тут - сорок-пятьдесят случаев в день. Два года назад администрация города купила для нашей службы катер "скорой помощи". Тогда у нас даже были сомнения в его необходимости. А вот этим летом он был настолько востребован! Велики были травматизм на воде, число вызовов по поводу утопления. Нам удалось спасти несколько человек, которые в воде оказались во власти мозговой комы. Если бы не катер, этих пострадавших спасти было невозможно.

    РГ: Сейчас уже можно говорить о том, сколько жизней унесла жара?

    Романов: Это будут, так сказать, предварительные итоги: сейчас могу назвать цифру, которую дал месяц жары, - в среднем в этот период летальность возросла в два раза - 85 смертей в сутки. Обычно их не более 40-45. Уходили в основном люди старше 75 лет, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Но это, подчеркну, предварительные итоги. Последствия аномальной жары, хронического перегрева еще предстоит пережить. Предстоит очередная ломка - ей подвержены не только наркоманы. Организм людей так или иначе адаптировался к жаре, настроился на нее. А теперь - теперь надо снова перестраиваться. И это при том, что жара повсеместно у всех снизила иммунитет.

    РГ: В Самаре есть реальная возможность помочь его повысить?

    Романов: Такую возможность предоставляют отделения медицинской профилактики и центры здоровья. Их в Самаре достаточно. Они оснащены всем необходимым. Кадровой проблемы в них нет. Проблема в другом. В эти учреждения, как правило, обращаются пенсионеры, те, кто страдает хроническими недугами. А надо, чтобы приходили люди трудоспособного возраста. Я понимаю: для такого посещения у многих нет времени, нередко работодатели негативно относятся к подобным отлучкам с работы. Что делать? Поменять в одночасье менталитет людей куда сложнее, чем поднять иммунитет. Извините за почти рифму. По Самаре с октября начнет курсировать специальный автомобиль с бригадой медиков, автомобиль, оснащенный диагностическим оборудованием.

    РГ: Куда он поедет? Во дворы, на предприятия?

    Романов: Прежде всего на предприятия. Во дворах-то как раз те, кто лечебные заведения посещают. А на предприятиях проверка здоровья будет происходить, можно сказать, чуть ли не прямо на рабочем месте. И если у человека будет выявлена какая-либо патология, он получит не просто некую рекомендацию, а целевое направление на лечение, в том числе - если это необходимо - стационарное.

    РГ: Стационарные места не будут в дефиците?

    Романов: Не будут. Их не было в пик жары. Надеемся, не будет и теперь. В городе 15 стационаров, в том числе старейшая в России больница N 1 имени Пирогова. Кстати, в нынешнем году у нее двойной юбилей - самой больнице 135 лет, а Пирогову - 200.

    РГ: Имя выдающегося хирурга не сказалось на ориентации больницы? Она многопрофильная?

    Романов: Конечно! Изначально она была земской, была одним из самых продвинутых лечебных заведений России, где были и терапевтические, и хирургические, и гинекологические отделения. Между прочим, здесь была в 1886 году создана вторая в России и третья в мире Пастеровская станция по борьбе с бешенством. Теперь ее нет. Теперь этой проблемой занимаются специальные кабинеты в поликлиниках. А сама больница выросла с 250 коек до 1078. В ней 36 отделений. Именно здесь в январе прошлого года в рамках национальной программы совершенствования помощи больным с заболеваниями сердца и сосудов открыт первичный сосудистый центр. В него поступают больные с инфарктами и инсультами в первые часы от начала заболевания. А это лучший путь к снижению летальности. Для России, в которой именно эти заболевания первенствуют в причинах преждевременной гибели людей разного возраста, в том числе и совсем молодых, это чрезвычайно важно.

    РГ: Старейшую больницу, конечно же, станут поздравлять. А как себя ощущают в ней пациенты? Огромные палаты, отсутствие элементарных удобств - нередко, что очень обидно, это характерные черты таких лечебниц.

    Романов: Избежать их нам пока не удалось. Есть и палаты на шесть человек, есть и места общего пользования в конце коридора. Стараемся искупить эти неудобства внимательностью, высоким профессионализмом персонала. На базе Пироговской больницы десять кафедр Самарского государственного медицинского университета. Значит, последние достижения медицинской науки находят здесь практическое применение. Больница может похвастаться современным оборудованием для диагностики, лечения, реабилитации. То есть хочу сказать, что в старых корпусах процесс лечения идет на современном уровне. Идет на бесплатной основе. А сейчас за счет бюджета города подготовлена документация проведения реконструкции старых и строительство новых корпусов.

    РГ: Хронический перегрев не отодвинет сроки перемен старейшей российской больницы?

    Романов: Надеемся, что нет.

    Поделиться