08.09.2010 23:25
    Поделиться

    С балтийского дна поднимут судно времен Екатерины II с уникальными полотнами Рембрандта

    С 1 по 3 сентября в Хельсинки проходила морская экспедиция международной экспертной группы к месту затопления корабля "Фрау Мария" с коллекцией картин императрицы Екатерины II на борту.

    С российской стороны в экспедиции принимал участие глава Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Виктор Петраков и президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов, которые вчера побывали в гостях у "Российской газеты" и рассказали подробности уникального проекта.

    История "Фрау Марии" началась еще в 1771 году, когда голландское торговое судно потерпело крушение недалеко от Аландских островов в Балтийском море. Груз "Фрау Марии" был уникален. По специальному указу Екатерины II в Голландии для Эрмитажа и Царского Села закупили коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, около 300 картин фламандских художников, среди которых, по мнению экспертов, могут находиться и полотна Рембрандта.

    В 1999 году финский кладоискатель - ныряльщик Рауно Койвусаари нашел "Фрау Марию" на морском дне и обозначил свои юридические права на дальнейшую разработку этого ценного исторического объекта. Однако, ни финскому ныряльщику, ни меценатам и спонсорам из России, ни заинтересованным лицам из Швеции и Голландии не удавалось окончательно решить судьбу судна. В 2007 году к проблеме подключился МИД России и Росохранкультура. Вплоть до сегодняшнего дня международная экспертная группа проводила работы на дне Балтийского моря, которые подтвердили - бесценный груз все еще находится на глубине.

    Существует несколько вариантов дальнейшего развития событий. Специалисты считают, что можно поднять судно вместе с ценным грузом, либо извлечь его, а судно оставить на дне. Еще один вариант - сначала озаботиться транспортировкой груза, а затем поднять и саму "Фрау Марию".

    Однако нельзя забывать о том, что по закону о памятниках древности, принятому в Финляндии, если судно и груз пробудут в ее водах 100 лет, то они по праву будут принадлежать только финской стороне. Столетие Финляндской Республики будет отмечаться в 2018 году. Поэтому у российской стороны есть другой вариант действий. К примеру, эксперт по глубинным работам Андрей Шпигель готов соорудить для "Фрау Марии" специальный кокон, который позволит поднять судно со дна вместе с грузом и без разрушений.

    Позиция Росохранкультуры, с которой ведомство собирается выступать на ближайших переговорах с финской стороной, такова: необходимо иметь гарантии, что груз, пролежавший на морском дне около 250 лет, все еще представляет собой историческую и культурную ценность. Оптимизма добавляет тот факт, что после крушения судна Екатерина II в течение двух лет не прекращала попытки договориться со шведским королем Густавом III о том, чтобы груз был поднят и доставлен в Россию. А значит - императрица была уверена в герметичности упаковки.

    Поделиться