Поделиться

    В 1993 году на вооружение Российской армии принят основной танк Т-90

    Танки послевоенного периода разрабатывались на базе накопленного за годы войны научно-технического задела по опытным боевым машинам, их системам, узлам с учётом критического анализа боевых свойств отечественных танков, а также танков наших противников и союзников.

    Первым послевоенным массовым средним танком стал танк Т-54, созданный конструкторским бюро Уралвагонзавода с учётом опыта создания Т-44.

    Танк Т-54

    Масса 36,5 т, экипаж 4 чел., 100-мм пушка, два 7,62-мм и 12,7-мм пулемёты, броня 200 мм, дизельный двигатель 382 кВт (520 л.с.), скорость 50 км/ч.

    Танк Т-54 выпускался с 1947 г. и постоянно совершенствовался. С 1955 г. выпускался танк Т-54А со стабилизатором пушки по вертикали, с 1957 по 1959 гг. - Т-54Б с 2-плоскостным стабилизатором пушки. Танки Т-54 выпускались кроме УВЗ в г.Харькове и г.Омске. С 1958 г. началось серийное производство танка Т-55, созданного в результате дальнейшей модернизации танка Т-54.

    Танк Т-55

    Масса 36 т, экипаж 4 чел., 100-мм пушка, два 7,62-мм пулемёта, броня 200 мм, дизельный двигатель 426 кВт (580 л.с.), скорость 50 км/ч.

    В ходе капитального ремонта все ранее выпущенные танки Т-54 постепенно переоборудовались в танки Т-55.

    В ходе серийного производства танки Т-55 были модернизированы за счёт установки лазерного дальномера, баллистического вычислителя, термозащитного кожуха ствола пушки, 12,7-мм зенитного пулемёта, дымовых гранатомётов, бортовых противокумулятивных экранов. На танках Т-55А, выпускавшихся Омским заводом, были установлены противорадиационный подбой и гусеницы с резинометаллическими шарнирами (РМШ). В 1988-1993 гг. при капитальном ремонте танки Т-55 подвергались комплексной модернизации.

    На базе агрегатов танка Т-55 был создан танк Т-62, вооружённый более мощной 115-мм гладкоствольной пушкой. Он выпускался УВЗ в 1962-1973 гг. В 1983-1990 гг. при капитальном ремонте танки Т-62 подвергались модернизации. На них были внедрены управляемые снаряды, выстреливаемые из 115-мм пушки, лазерные дальномеры, баллистические вычислители, термозащитные кожухи стволов пушек, дымовые гранатомёты, бортовые противокумулятивные экраны и гусеницы с РМШ.

    Последним представителем тяжёлых танков стал созданный в 1949 г. танк Т-10. Он серийно изготавливался с 1950 по 1965 гг. на Челябинском тракторном заводе и ЛКЗ.

    В 1967 г. после длительных испытаний опытных образцов принят на вооружение основной танк Т-64, разработанный КБ Харьковского паровозостроительного завода. На танке применены 115 мм гладкоствольная пушка, спаренный 7,62 мм пулемёт, противоснарядная комбинированная броня, противокумулятивные экраны, форсированный дизельный двигатель 5ТДФ мощностью 515 кВт (700 л.с.), гусеницы с РМШ, опорные катки с внутренней амортизацией. На танке установлен автомат заряжания, что позволило увеличить техническую скорострельность, сократить экипаж танка до 3 чел. Для повышения точности стрельбы с ходу на танк Т-64 установлен оптический прицел-дальномер наводчика с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости.

    В 1969 г. началось серийное производство танка Т-64А со 125 мм гладкоствольной пушкой. С 1977 г. на танк установлен 12,7 мм зенитный пулемёт, из которого можно было вести стрельбу, находясь внутри танка. В 1976 г. танк Т-64А подвергся модернизации (Т-64Б), в боекомплект которого был введён выстреливаемый из ствола 125 мм пушки управляемый снаряд с полуавтоматической системой наведения по радиокомандам.

    В 1969-1973 гг. на базе танка Т-64А разработан и испытан танк Т-72, который отличался от Т-64А главным образом конструктивным исполнением автомата заряжания (АЗ), установкой зенитного пулемёта, моторно-трансмиссионным отделением с 4-тактным дизельным двигателем В-46, ходовой частью. Его серийное производство производилось с 1974 г. на УВЗ, в дальнейшем - на ЧТЗ.

    В ходе совершенствования танка были применены новая система управления огнём с лазерным дальномером (танк Т-72А) и управляемый по лазерному лучу снаряд, выстреливаемый их 125 мм пушки (танк Т-72Б).

    Основной танк Т-72Б

    Боевая масса - 44,5 т. Экипаж - 3 чел. Защита: бронирование - противоснарядное с динамической защитой, система ПАЗ, комплекс постановки дымовых завес. 125-мм гладкоствольная пушка, комплекс управляемого вооружения. Двигатель - многотопливный дизель В-84-1 618 кВт (840 л.с.). Скорость 60 км/ч. Запас хода - 500 км.

    В 1993 г. на вооружение Российской армии принят основной танк Т-90, который представляет собой очередной этап развития танка Т-72Б.

    Основной танк Т-90

    Боевая масса - 46,5 т. Экипаж - 3 чел. Защита: противоснарядная, динамическая, система ПАЗ. 125-мм гладкоствольная пушка, спаренный 7,62-мм пулемёт, зенитная установка с 12,7-мм пулемётом, комплекс управляемого вооружения. Двигатель - дизель В-82МС 618 кВт (840 л.с.). Скорость 60 км/ч. Запас хода - 650 км.

    На танке установлена усовершенствованная 125 мм гладкоствольная пушка, зенитная установка 12,7 пулемёта с возможностью стрельбы изнутри танка, аппаратура для подрыва осколочно-фугасных снарядов на траектории. На танке впервые применены комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1" для защиты от управляемых ракет и снарядов путём постановки помех системам наведения высокоточного вооружения.

    В 1968-1976 гг. КБ ЛКЗ на базе танка Т-64А разработало танк Т-80. Он отличался  от танка Т-64А применением мощного газотурбинного двигателя ГТД-1000, новой трансмиссией и ходовой частью. С 1976 г. на этом заводе начался серийный выпуск танков Т-80. С 1978 г. на танке используется управляемый снаряд с полуавтоматической системой наведения по радиокомандам (Т-80Б). В ходе дальнейшего развития этого танка была увеличена мощность газотурбинного двигателя, введена динамическая защита, сплошные бортовые экраны, дымовые гранатомёты. В первой половине 1980-х годов выполнен комплекс работ по дальнейшему совершенствованию танка. Внедрены управляемый снаряд с системой наведения по лазерному лучу, система дублированного ведения огня командиром и наводчиком, усилена броневая защита, установлен газотурбинный двигатель мощностью 900 кВт (1250 л.с.), специальный энергоагрегат мощностью 18 кВт (24 л.с.), питающий приводы пушки и башни, радиостанцию на стоянке, а также обеспечивающий пуск двигателя и зарядку аккумуляторных батарей (Т-80У). Танки Т-80У частично оснащались комплексом "Штора-1",выпускались на ЛКЗ с 1989 по 1993 гг. и на заводе в Омске с 1991 г. В 1994 г. Омский завод освоил выпуск командирского танка Т-80УК. Последний этап модернизации современных танков завершился принятием на вооружение в 2005 г. модернизированных танков Т-80А, Т-80УА, Т-80У-Е1, Т-72БА и Т-90А.

    Достигнутый уровень технических параметров модернизированных отечественных танков обеспечивает паритет с современными зарубежными танками.

    Верховным Главнокомандующим - Президентом страны перед Министерством обороны и промышленностью поставлена задача иметь в войсках к 2015 г. 30% современной техники. Только такой подход может существенно повысить военно-технический потенциал Отечественного танкового парка. Достичь этого можно, осуществляя закупки серийных танков Т-90А и проведением глубокой комплексной модернизации ранее выпущенных танков. Соотношение определяется выделенным финансированием. Просто ремонт находящихся в войсках танков, даже с элементами модернизации только затянет по срокам общее старение танкового парка.

    Поделиться