Экспо-2010 в Шанхае: Незнайка как символ модернизации

На предстоящей неделе еще один россиянин переедет на ПМЖ в США. Правда, коротать время ему придется на американских условиях: за решеткой. Виктор Бут по прозвищу "оружейный барон", все же достался американскому правосудию после того, как тайский апелляционный суд решил депортировать россиянина из страны.

Таким образом, Бут стал вторым за последний месяц нашим соотечественником, которому предстоит в Новом Свете отвечать за свои неблаговидные поступки. А первым стал российский пилот, вывезенный в США из одного из африканских государств по подозрению в причастности к наркобизнесу. И в том, и в другом случае российское внешнеполитическое ведомство с негодованием восприняло действия Вашингтона. После решения о выдаче Бута министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал принятое тайским судом решение неправомерным. И открытым текстом объяснил вердикт нажимом со стороны американских властей: накануне заседания суда те весьма энергично побеседовали с послом Тайланда в США.

Впрочем, тут же выяснилось, что и российские дипломаты в Тайланде не теряли времени даром. Они также находились в контакте с местными адвокатами и чиновниками. Да и сам Лавров в ходе визитов в Тайланд не скрывал, что беседовал о деле Бута со своим тайским коллегой. Так что возмущение России вполне объяснимо: в борьбе политических лоббистов за Бута "наши" потерпели поражение.

Хотя решение тайского суда, на самом деле, избавило Москву от большого конфуза. Ведь не совсем понятно, что именно собиралось российское правосудие делать с "оружейным бароном". Отпустить? Но это было чревато серьезным ухудшением отношений с Вашингтоном. Судить? Однако вся доказательная база - показания американских агентов, которые действовали под видом представителей террористических организаций и которым Бут собирался продать зенитно-ракетные комплексы, находится в США. И вряд ли ее передали бы российским следственным органам. Словом, если отбросить эмоциональную составляющую - "янки" судят россиянина, - то вердикт тайского суда избавил наши власти от головоломки, что делать с Бутом, если бы тот попал на родину.

На днях я прочитал анекдот, который вполне можно отнести к разряду политических итогов недели. Он звучал так. Вопрос: "Что будет, если детей воспитывать кнутом и пряником?". Ответ: "Они вырастут жирными и в синяках".

Об этом анекдоте я вспомнил в связи со скандалом, который разгорелся на прошедшей неделе вокруг российского павильона на международной выставке Экспо-2010 года в Шанхае. Президент России Дмитрий Медведев собирался посетить эту выставку, но в последний момент временно отказался от своих планов. Причиной такого решения главы государства стали отнюдь не политические козни мировых конкурентов. Президент был в шоке, когда узнал, что российский павильон на ЭКСПО носит название Незнайка и оформлен в духе знаменитой сказки. Медведев потребовал в кратчайшие срок изменить концепцию российской экспозиции. Поскольку в нынешнем виде она противоречит курсу России на модернизацию. Так что "терки" на тему, кто именно утвердил подобную незнаечную тематику для шанхайской выставки, еще впереди.

У этой истории есть мало кому известная подводная часть. По данным "РГ", предложение оформить павильон в Шанхае первоначально было сделано профессионалам из российского ЭКСПО-центра. Но те отказались, объяснив, что на выделенные деньги и в указанные сроки ничего путного сделать невозможно. Ставить под удар свою репутацию специалисты из ЭКСПО-центра не захотели. В итоге подряд на оформление павильона достался рекламной фирме, не имевшей никакого опыта в оформлении столь серьезных выставок, но согласившейся на предложенные чиновниками условия. Скупой, как известно, платит дважды. В итоге на свет в Шанхае появился Незнайка и весьма скудная экспозиция, не соответствующая реальному потенциалу России. Стоит ли удивляться, что глава государства не захотел даже близко приближаться к такому народному творчеству. Особенно после успеха нашей национальной выставки во Франции, где "без дураков" были представлены многие успешные разработки России.

На прошедшей неделе мне рассказали историю, имевшую, как мне кажется, к теме модернизации прямое отношение. На одной из московских улиц стояли рядом два дома - один элитный, кирпичный, с эркерами и охраняемой территорией. Другой - старенький панельный, из 70-х годов, тем не менее, дотянувший до наших дней.

Однажды проходившая мимо панельного дома моя приятельница обнаружила на асфальте, под окнами, выведенную цветными мелками надпись " Я люблю тебя, Маша". Кто-то очень хотел, чтобы о его чувствах знала не только избранница, но и как минимум весь двор. А еще через пару дней уже во дворе элитного дома она наблюдала, как рабочие устанавливают за оградой большую растяжку, обращенную к окнам. На ней профессионалы из рекламного агентства написали то, о чем попросил их богатый заказчик. Надпись гласила: "Я люблю тебя, Марина". А может Оля, Наташа или Лена. Имя, в данном случае, значения не имеет. Оказалось, что у супруги одного из жильцов был день рождения и ее муж решил таким образом поздравить близкого человека - благо доходы позволяли. Чем не модернизация в "чистом виде".

О том, какая надпись более, а какая менее искренняя, можно долго спорить. Равно как и о том, что растяжку убрали через пару дней, а признание в любви на асфальте просуществует как минимум до начала осенних дождей. Хотя, с другой стороны, как относиться к тому, что по твоему признанию в любви ходят люди. Да и надпись на асфальте, какой бы положительный заряд она не несла, вряд ли порадует своей эстетикой городские службы. Словом, можно много говорить о плюсах и минусах такой модернизации. Но один вывод из этой истории для меня был очевиден: ведь для того, чтобы был предмет обсуждения, необходимо, чтобы была и сама модернизация. Иначе, и на других выставках появятся павильоны Незнаек и Иванушек-дурачков. И мы будем считать это в порядке вещей.

К чему приводят столь живучие в отношении России стереотипы, на прошедшей неделе продемонстрировал один из украинских телеканалов. Ко Дню независимости республики он запустил в прокат ролики, демонстрирующие особенности национального характера народов, населяющих Незалежнюю. Для изображения русского народа авторы ролика быстро нашли соответствующие образы. Главный герой их "ленты" с утра пьет рассол и имеет балбеса-сына, который все время только и делает, что играет на гармони. А поскольку силу имеет недюжинную, то регулярно эту гармонь рвет на части. И хотя авторы этого телепроизведения утверждали, что к нему следует относиться с юмором, подтекст ролика был очевиден: в стране, заселенной такими национальными героями, говорить о модернизации бесполезно. А вот о Незнайках в самый раз.