02.08.2010 23:00
    Поделиться

    В Москве впервые выступил легендарный британский рок-гитарист Джефф Бек

    Почти одновременно новые альбомы вышли у двух суперзвезд мирового блюза - Джеффа Бека и Тома Петти. Американец сразу же поехал на гастроли по родине, а Джефф Бек отправился в мировое турне. В рамках его он впервые выступил в Москве и даже дал мастер-класс для поклонников в столичном "Крокус Сити-холле".

    На свете нет более молчаливой и таинственной рок-звезды, нежели Джефф Бек. Гитарист-экспериментатор, старатель новых технических приемов и исполнительского куража, англичанин соперничал и дружил с Джимми Пейджем и Эриком Клэптоном. В его группе охотно пел Род Стюарт. Три диска Джеффа Бека завоевывали самую престижную мировую премию Grammy. Но при этом у гитариста-виртуоза, всю жизнь предпочитающего инструментальную музыку, до сих пор не было ни одного значительного хита, который тотчас бы хотелось напевать или насвистывать. Джефф Бек - музыкант для гурманов, восхищающихся техникой, а не мелодиями. Неповторимостью исполнительской манеры, а не откровенностью и душой. Последний альбом Emotion & Commotion, к выходу которого и приурочен мировой тур, кажется, развернул эстета Бека лицом к народу: в его трек-листе оказался один из самых востребованных в мире каверов - суицидальный блюз Скримин Джея Хокинса I Put A Spell On You и эпик Hammerhead, рифф для которого по дружбе сочинил Дэвид Гилмор из Pink Floyd. И вообще много хороших и понятных массам мелодий, сыгранных с прежними, всегда присущими Беку холодным блеском и магической виртуозностью. Перед концертом в фойе можно было наблюдать почти весь гитарный рок-бомонд России: Виктор Зинчук, Константин Никольский, Андрей Макаревич, Алекс Уайт Белов... "Почему мы все сюда пришли, а популярного американского гитариста Джо Бонамассе проигнорировали?! - переспросил обозревателя "РГ" Евгений Маргулис. - Во-первых, тогда наша "Машина времени" была на гастролях. Но главное: Джо, конечно, очень хороший гитарист. Но Джефф Бек еще и очень непредсказуемый!"

    Джефф Бек вышел на сцену почти вовремя (роскошь для заезжих гастролеров). Помимо гитары да эпизодически и собственных музыкантов, которые, оттеняя своими проигрышами его затейливые соло-кульбиты (Бек дирижировал ими, тыча указательным пальцем), звездный гитарист мало кого замечал.

    Маэстро предпочел сосредоточиться на инструментальном и технологичном блюзе. Играл в первую очередь для самого себя. Как бы демонстрируя: а я могу и вот так, и еще - вот так. Но и Nessun Dorma Джакомо Пуччини (из оперы "Норма") и Hammerhead, конечно, исполнил. После чего наконец улыбнулся. Успокоенно и довольно.

    За весь концерт Бек сказал всего шесть слов - представляя своего пианиста и бас-гитаристку. Остальное время упоенно играл, иногда вскидывая вверх руку и дожидаясь очередной похвалы зала. А потом, не дожидаясь окончания аплодисментов и не кланяясь, продолжал гнуть свою линию. То бишь гитарные струны. Джосс Стоун и другие певицы, записывавшие для диска вокальные партии, в тур с мэтром не поехали. И он нашел очаровательную басистку-мулатку, а попутно и певицу Смит. Девушка лихо, как разбушевавшаяся фурия, лупила по струнам оттянутым большим пальцем (одним из самых сложных технических приемов "слэмп"!). Звуки при этом удавались столь резкие и упругие, будто бы "с оттяжкой" щипали слона. Да и пела мисс Смит яростно, шумя, шипя и щурясь на зал, как вышедшая на охоту изящная и непримиримая тигрица. Жаль, что особо развернуться Бек ей так и не позволил, опять сосредоточившись на своих соло, технике и технологиях. Фактически это был мастер-класс. Демонстрация преимуществ виртуоза. Яркая, но довольно холодная и схематичная.

    В отличие от Бека американец Том Петти и его группа Heart-breakers выпустили диск эдакого очень позитивного, самоироничного и немного пижонского блюза. Звук в нем размашист, неугомонен и по-блюзовому задушевен. На Mojo Том Петти (этот гитарист, еще 10-летним пацаном познакомившийся с Элвисом Пресли, в России по-прежнему недооценен) теперь то забирается на территорию городского мачо-блюза Марка Нопфлера, то плетет причудливые гитарные кружева в традициях импульсивного блюз-рока ZZ Top. Освоил реггей. И поет размашисто, неприкаянно, цепляя за эмоции и мечтания. Альбом в целом вышел очень напористый, душевный, искренний и лихой. Подтверждение его успеха и в том, что гастроли Tom Petty and the Heartbreakers в США начались и расписаны аж до конца октября... А про Европу поэтому Том Петти и думать пока не хочет. Зря.

    Поделиться