26.07.2010 23:40
    Поделиться

    Аномальная жара обострила проблемы дефицита и низкого качества питьевой воды

    Аномальная жара обострила проблемы дефицита питьевой воды и низкого ее качества во многих регионах РФ. Обещанные синоптиками ливни, которые прогнозируются после зноя, сулят новые перебои с водоснабжением. Между тем ведущие специалисты в области коммунального водного хозяйства (КВХ) направили в Госдуму, минэкономразвития и минрегион свои предложения по преодолению кризисной ситуации в сфере водоснабжения и водоотведения, выработанные в ходе прошедшего в рамках международной выставки "ЭКВАТЭК-2010" "круглого стола" "Альтернативные пути построения системы водоснабжения и водоотведения в России". Организатором "круглого стола" являлся НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды.

    Когда около двух лет назад представители отрасли КВХ узнали о подготовке госпрограммы "Чистая вода", сотни специалистов преисполнились оптимизма в надежде, что государство впервые за последние двадцать лет реально предпримет шаги для кардинального улучшения положения в данной сфере. Люди верили, что в программном документе совместными усилиями сообщества будут не просто констатированы накопившиеся проблемы, но и выработаны тактические пути их решения.

    Прошло три месяца, как проект госпрограммы, подготовленный минэкономразвития, поступил (уже в очередной раз!) на доработку. Согласно кулуарным комментариям, документ должен был подвергнуться серьезному пересмотру. Все это время профессиональное сообщество с нетерпением ждало, что высказанные ими конструктивные замечания и предложения будут услышаны и восприняты. А разработчики документа государственной важности сочтут необходимым выйти на диалог. Диалог необходим ради главной цели - "Обеспечение населения России чистой питьевой водой" - именно так было буквально написано в первом проекте ГП.

    Больше всего опасений, именно с точки зрения возможности хотя бы приблизиться к достижению указанной цели, вызывали следующие аспекты.

    КВХ так и не стало полноценной отраслью, имеющей четкую структуру управления и систему разработки и согласования между всеми заинтересованными ведомствами нормативно-правой базы отрасли. По-прежнему возможность подачи населению страны доброкачественной питьевой воды по факту определяют более 400 нормативных актов как федеральных, так и различных ведомств, которые мало согласованы между собой и в которых вопиющим образом выражен ведомственный эгоизм, что самым пагубным образом отражается на интересах потребителя, оплачивающего из своего кармана услуги ЖКХ.

    Законодательно не оформлено (и, похоже, этот вопрос не рассматривается?) само понятие "питьевая вода", следовательно, услуга подачи питьевой воды населению предполагает весьма произвольный характер. Это противоречит Конституции РФ. В итоге процитированная выше декларативная цель госпрограммы теряет по сути всякий смысл.

    Государственные обязательства по обеспечению качества питьевой воды, подаваемой централизованно населению, согласно резолюции первого международного форума "Чистая вода" (24-25 ноября 2009 г., г. Москва) планируют основывать на Законе "О техническом регулировании" (184-ФЗ). По мнению многих ведущих экспертов в сфере КВХ, это не только привнесет хаос в работу отрасли, но поставит под удар здоровье людей. В качестве ключевых направлений альтернативного подхода к решению комплекса проблем в сфере КВХ экспертное сообщество предлагает следующее.

    Признать необходимым определение коммунального водного хозяйства России как самостоятельной отрасли хозяйства с формированием отраслевой федеральной координирующей и управляющей структуры, которая и явилась бы государственным заказчиком - координатором государственной программы "Чистая вода".

    С целью формирования современной эффективной нормативно-правовой базы для регулирования отношений в сфере КВХ, внести необходимые изменения и дополнения в Водный кодекс РФ и исключить распространение ФЗ N 184 "О техническом регулировании" на природные, питьевые и очищенные сточные воды как неправомерное.

    Признать необходимой разработку проекта федерального закона "О питьевом водоснабжении и водоотведении" с гармонизацией разделов в едином идеологическом и терминологическом поле: предметом Закона должны быть правоотношения производителей воды, водопользователей и потребителей воды с владельцами систем водоснабжения и водоотведения, органами государственной власти и местного самоуправления, включая надзорные и контрольные; перечень контролируемых санитарных показателей и нормативов качества питьевой воды следует оставить в рамках санитарного законодательства; обеспечить строгую межведомственную координацию в ходе дальнейшего законотворчества в области КВХ, межведомственную гармонизацию и актуализацию ведомственных нормативных актов.

    Разработать концепцию, структуру и содержание госпрограммы "Чистая вода" с привлечением специалистов в сфере КВХ. Считать целесообразным утверждение "бассейнового" характера госпрограммы "Чистая вода" взамен "регионального".

    Первым этапом работы госпрограммы "Чистая вода" определить предметную оценку состояния отрасли с формированием информационно-аналитической базы с научно-экспертными, техническими и экономическими оценками, полученными из разных источников.

    Для обеспечения прозрачности и результативности госпрограммы "Чистая вода" признать недопустимой реализацию региональных программ "Чистая вода" в отсутствие федеральной программы "Чистая вода", в том числе в отсутствие утвержденных критериев и процедуры: определения приоритетности задач и направлений работ; выбора регионов для проведения наиболее неотложных мероприятий; оценки возможности дальнейшего использования (или санации, реновации, переоборудования) действующих мощностей КВХ; выбора технологий и оборудования для применения на объектах КВХ.

    Предусмотреть в госпрограмме "Чистая вода": государственное финансирование проектов, связанных с диспетчеризацией и автоматизацией производственных процессов, повышающих производительность труда; мотивацию водоканалов в установке приборов учета объемов производства, распределения и потребления воды; льготную систему кредитования проектов, связанных с обновлением (заменой) водопроводных и канализационных сетей.

    С целью обеспечения открытости госпрограммы "Чистая вода" создать независимый информационный центр для сбора и аккумулирования доступной текущей информации о ходе разработки, принятия и реализации программы "Чистая вода", а также актуальных новостей отрасли (КВХ). Центр создается на базе одной из ведущих отраслевых научных организаций и работает при постоянном взаимодействии с основными научно-исследовательскими, производственными, коммерческими и общественными организациями отрасли. Центр работает в тесном контакте с представителями заинтересованных ведомств и отраслевой печати. Главной задачей центра является работа с общественным мнением и СМИ в целях продвижения актуальной информации по проблеме и проведения разъяснительной работы.

    Поделиться