07.07.2010 06:09
    Поделиться

    Правительство Франции осенью ждут большие перемены

    Несколько дней тому назад во время поездки Николя Саркози по департаменту Аверон, что на юге Франции, хозяин кондитерского магазина подарил президенту коробку шоколада и при этом ехидно добавил, что его продукция "стоит гораздо дешевле, чем сигары".

    Сразу же поняв, на что намекает коммерсант, Саркози отреагировал, заявив в том духе, что он сам никогда не поступает, как некоторые.

    Как говорят в Париже, именно этот эпизод мог стать последней каплей, переполнившей чашу терпения французского президента, который объявил борьбу с привилегиями и всяческими перегибами высших чиновников госаппарата страны. Теми, кто то и дело путает государственную казну с собственным карманом и позволяет себе поступки, подрывающие кредит доверия граждан к правящему классу.

    Что же касается сигар, на которые в прошлом году Кристиан Блан, госсекретарь по делам развития парижского региона, а это почти министерская должность, истратил 12 тысяч евро бюджетных средств, то они стали в глазах французов своего рода символом морального разброда и шатаний среди верхнего эшелона власти.

    Недаром недавно проведенный леволиберальной газетой "Либерасьон" опрос показал, что свыше 60 процентов французов считают, что "верхи" затронуты коррупцией. В этих условиях Николя Саркози надо было предпринимать срочные меры и переходить к чистке авгиевых конюшен, чтобы администрация стала, по его словам, "безупречной".

    В отставку были отправлены, как его сейчас называют в народе, "самый известный во Франции курильщик сигар" Кристиан Блан, а также госсекретарь по делам сотрудничества и франкофонии Ален Жуаянде, который, напомним, отличился дважды. В марте слетал "срочно по делу" на Мартинику, арендовав частный реактивный самолет за 116 с лишним тысяч евро, а также пробил незаконным путем разрешение на строительство пристройки к своей летней резиденции на Средиземноморском побережье.

    Надо полагать, что только этими мерами, цель которых в какой-то мере восстановить имидж высокопоставленных "слуг народа", дело не ограничится. Как объявили в Елисейском дворце, правительство ждут серьезные перемены где-то осенью, скорее всего, в октябре. Однако не исключено, что это произойдет и раньше. Ведь двумя нынешними отставниками список "проштрафившихся" далеко не исчерпывается. В него входят, в частности, по некоторым данным, министр промышленности Кристиан Эстрози и госсекретарь по городской политике Фадела Амара - оба использовали не по назначению предоставленные им служебные квартиры. В нем же фигурирует и госсекретарь по делам спорта Рама Яде. Еще до того, как французская сборная с треском провалилась на чемпионате мира, она отругала футболистов за то, что в ЮАР те разместились в дорогой гостинице, хотя ей самой, оказывается, был заказан отель еще роскошнее.

    Надо сказать, что во Франции, так уж сложилось исторически, с зарвавшимися чиновниками разбираются довольно круто. Взять хотя бы пример бывшего министра экономики и финансов Эрве Геймара. Сразу после того как в 2005 году министр занял высокий пост, он въехал в двухэтажную служебную квартиру в 600 квадратных метров, за аренду которой казна должна была платить 14 тысяч евро ежемесячно. Более того, инициировал там дорогущий ремонт и также за казенный счет. И это в то время, как у Геймара имелись немалые собственные апартаменты в центре Парижа, а помимо этого еще несколько домов. Тогдашний премьер-министр Жан-Пьер Раффарен потребовал отчета, что в конце концов привело к скоропостижной отставке Геймара.

    Еще раньше в 90-е годы прошлого столетия по подозрению в коррупции закончилась карьера бывшего министра коммуникаций и мэра Гренобля Алена Кариньона. Ему даже пришлось познакомиться с тюремными стенами. Порой хватает лишь подозрения, чтобы высокого чиновника надолго отлучали от госслужбы и активной политической жизни, как это произошло в 1994 году с экс-министром промышленности, а также лидером Республиканской партии Жераром Лонге. Он пострадал за то, что привлек к возведению собственной виллы в Сен-Тропе на Лазурном берегу приятеля - хозяина строительной фирмы, что следственные органы посчитали фактом скрытой коррупции, ибо расценки на работы и стройматериалы были ниже, чем рыночные. Жерар Лонге с треском вылетел из правительства, и ему пришлось долгие годы доказывать свою невиновность.

    Из той же оперы трагедия премьер-министра Пьера Береговуа при президентстве Франсуа Миттерана. Еще задолго до высокой должности в Матиньонском дворце он взял у знакомого бизнесмена беспроцентный кредит в миллион евро для приобретения квартиры в Париже. Ему это припомнили политические оппоненты, представив тот кредит в качестве взятки за некие услуги, которые премьер якобы оказал бизнесмену. Береговуа попал под шквал критики в прессе и в результате был вынужден выбросить белый флаг. Это случилось 29 марта 1993 года, а спустя месяц, впав в глубокую депрессию, он покончил жизнь самоубийством.

    Но вернемся к событиям нынешним. Вопрос, который сейчас активно обсуждается во французской столице, стоит следующим образом: достаточно ли отставок двух госсекретарей, чтобы сбавить накал страстей?

    Ведь помимо упомянутых есть еще одна фигура во французском правительстве, куда более значимая, над которой нависла серьезная опасность. Это министр труда Эрик Вэрт. Ему поручено провести в жизнь крайне важную для Елисейского дворца реформу - пенсионную. Проблема в том, что имя министра все чаще мелькает в скандале вокруг миллиардерши и хозяйки концерна "Л Ореаль" Лилиан Бетанкур. Ее же подозревают в уклонении от налогов в особо крупных масштабах, чему, как здесь предполагают, способствовала жена министра, работавшая до недавнего времени в качестве финансового консультанта миллиардерши. Но не только. Как вчера сообщил столичный сайт "Медиапар", со ссылкой на бывшего бухгалтера Лилиан Бетанкур Клэр Т., министр, будучи в 2007 году казначеем предвыборной кампании Николя Саркози, получал от нее "крупные суммы наличными". Эту информацию сразу же опровергла пресс-служба Елисейского дворца, назвав ее "полностью ложной". Судя по всему, этим предстоит заняться следователям, которые сейчас пытаются разобраться во всех хитросплетениях дела Лилиан Бетанкур. Дела, которое приобретает поистине угрожающие контуры.

    Поделиться