23.06.2010 23:19
    Поделиться

    Половина пермских исторических зданий уничтожена ковшом экскаватора

    Без исторических построек прошлых веков архитектурный облик Перми серьезно изменился.

    Плач краеведов

    Еще в 2007 году в Перми был разрушен дом, в котором в 1880-е годы жил писатель Владимир Короленко. Полукаменное, полудеревянное двухэтажное здание по улице Пушкина (Большая Ямская), 2, выстроенное во второй половине XIX века, с архитектурной точки зрения, может быть, и не было шедевральным (его отличали только аутентичные наличники и ворота, украшенные шарами-звездами), но было прочно связано с пребыванием здесь литератора. Краеведы доказали это архивными материалами. Но их проект открыть в доме мемориально-этнографический музей, а живописное место в овраге около ручья Стикс, что протекал неподалеку, превратить в историко-ландшафтный парк, городская администрация отвергла. Краевой центр охраны памятников (КЦОП) не нашел в собственных архивах документов, что писатель жил в Перми, а администрация взяла сторону официальной структуры. Дом снесла крупная пермская строительная компания, предполагая Стикс забрать в трубу, а долину ручья застроить многоэтажками.

    - Генеральный директор фирмы общался с нами только на страницах газет, заочно, - рассказывает председатель клуба "Пермский краевед", автор книг об истории Пермского края, журналист Владимир Гладышев. - Мы долго боролись за это здание с чиновниками и застройщиками, но проиграли бой.

    В числе самых тяжелых архитектурных и исторических потерь Гладышев и другие краеведы называют также дом Тонченко, некогда стоявший на углу Большевистской и Куйбышева (бывшей Красноуфимской).

    - Этот дом на совести еще одного крупного застройщика, - считает Владимир Гладышев. - Он снес его, обещав выстроить заново, так как якобы процент износа был максимальным. Ветхость здания - постоянный аргумент заинтересованных в выгодном месте застройщиков. Но свое обещание он так и не выполнил.

    Исчезли с лица Перми купеческий дом на углу Попова и Большевистской, похожий на маленький дворец, а также единственный сохранившийся с XIX века дом с мезонином на углу Газеты "Звезда" и Большевистской. Там в революционные годы располагался штаб Красной армии.

    Всего из 342 домов, входивших в Перечень ценных средовых объектов, уничтожено 127. Из тех, что уцелели, 28 зданий находятся в предельно ветхом состоянии.

    Чужеродный хай-тек

    Официально здания, которые включены в перечень ценных средовых объектов, под охраной государства, а если конкретней, находятся под защитой государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края. Однако перечень является составной частью "Проекта зон охраны объектов культурного наследия города Перми", который составлен экспертами Санкт-Петербургской научно-проектной фирмы "ЭНКО". Документ утвержден постановлением правительства Пермского края № 119 от 15 июня 2007 года.

    - Какой должна быть логика сохранения ценных средовых объектов? - рассуждает председатель пермского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Градостроительного совета при главе Перми Лев Перескоков. - В том, чтобы напоминать об эпохе, и лучше всего с этой задачей справляется комплекс в составе не менее трех зданий примерно одного времени застройки. Например, дом Грибушина, затем соседний дом, бывшая церковь Марии-Магдалины, а теперь филиал научного института микроорганизмов, и стоящий на противоположной стороне улицы двухэтажный дом тоже конца XIX века. А если оставить одно историческое здание, окружив его башнями с застекленными фасадами в стиле хай-тек, то дом-одиночка выглядит выпавшим из стилистики, неуместным, даже чужеродным. Поэтому так нужны островки, композиции из подобных зданий, которые соединяют пласты времени между собой, словно средостения в живом организме.

    Трагедия в том, что только дом Грибушина является памятником архитектуры, а вот два последних только входят в перечень ценных средовых объектов. То есть они вне правового поля.

    Тем не менее, Лев Перескоков считает: список ценных средовых объектов обязательно должен быть включен в генплан Перми. Составитель перечня фирма "ЭНКО" - это преемник питерского архитектурного учреждения "Ленгипрогор", который в советские годы курировал застройку Перми.

    - "Ленгипрогор" всегда учитывал систему застройки Перми, которая сложилась исторически с 1781 года, по принципу так называемой "регулярной", то есть предсказуемой, - говорит Перескоков. - А голландские авторы нового мастер-плана предлагают абсолютно другой подход - принцип английского парка, который предполагает свободную застройку, неожиданно открывающиеся виды за углом, сквозные проезды. Голландцы, может, и профессионалы. Но города нашего они как следует не знают.

    Спасти наследие

    Ради спасения ценных исторических строений группа гражданских активистов обратилась к министру культуры Пермского края Борису Мильграму, главе Перми Игорю Шубину и начальнику госинспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края Елене Гонцовой. К чести инспекции, она первой ответила на обращение общественных организаций. Хотя ведомство несет ответственность исключительно за памятники архитектуры и истории федерального и краевого значения.

    - Несовершенство законодательства привело к ситуации, когда под угрозу исчезновения попали объекты архитектурного наследия, - сообщили корреспонденту "РГ" в департаменте планирования и развития территории города Перми. Поэтому имелись случаи сноса исторических зданий. При этом в полномочия департамента планирования и развития территории Перми не входит выдача разрешений на снос объектов, в том числе входящих в перечень ценных средовых культур. И подобные разрешения департаментом не выдавались.

    На территории Перми действует проект зон охраны объектов культурного наследия, уточняют в мэрии. Однако он несовершенен и в ряде случаев не предусматривает сохранение отдельных ветхих памятников архитектуры. Поэтому в рамках разработки генерального плана Перми профессором отделения городских программ Лондонской школы экономики Робертом Тавернором была разработана стратегия охраны объектов культурного наследия. Роберт Тавернор предложил правила и принципы по сохранению памятников архитектуры, в том числе ветхих, которые, по его мнению, необходимо включить в новый проект зон охраны объектов культурного наследия. Кроме того, он сформулировал правила по застройке кварталов, где также особое внимание уделено сохранению памятников архитектуры.

    Сейчас администрацией Перми подготовлено техническое задание на разработку нового проекта зон охраны объектов культурного наследия, который будет выполнен с учетом предложенной стратегии. В соответствии с этим произведут новую полную инвентаризацию памятников архитектуры и разработают градостроительные регламенты по их сохранению. Новый проект зон охраны объектов культурного наследия станет способствовать сохранению исторического наследия.

    Авторы обращения к властям, в свою очередь, считают: поскольку сохранение уцелевших зданий из перечня ценных средовых объектов - полностью зона ответственности администрация Перми, то нужно дать им статус охраняемых объектов муниципального значения. Если этого не случится, по идеологии голландского генплана они обречены на уничтожение.

    Мнение

    Елена Гонцова, начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края:

    - Инвентаризация объектов культурного наследия, проведенная в 1999-2000 годах, выявила в Перми все объекты, которые заслуживают статуса культурного наследия. То, что не попало в зону внимания - не имеет достаточной архитектурной, исторической ценности, чтобы попасть в список охраняемых. Нет смысла перепахивать паханое поле.

    Другое дело, что за последние годы могли появиться новые исторические свидетельства, документы, которые бы доказали значимость того или иного здания, объекта. Инспекция готова выслушать предложения краеведов, любого юридического лица, если оно располагает набором доказательств. С этой целью мы ждем авторов обращения для разговора. 

    Поделиться