24.06.2010 06:26
    Поделиться

    В Хабаровском крае 23 детдомовца пожаловались в прокуратуру на педагогов

    Они потребовали защитить их от взрослых, которые "лишают еды, бьют, одевают в самую дешевую одежду, без оснований помещают в карцер, называют дебилами, а одну девочку педагог даже изнасиловал". Кто посмел поднять руку на сирот, и так обиженных судьбой?

    В Хабаровском крае участились сигналы из коррекционных учреждений, за последние два года это уже третий. Два первых обернулись ничем. Но детская жалоба - сильное оружие. В детдом ринулись проверки.

    За одну неделю здесь побывали представители опеки, образования, Росздравнадзора, прокуратуры, Уполномоченный по правам человека. Правоохранительная система сработала оперативнее педагогической. Прокуроры поспешили остудить общественный резонанс: "факты, изложенные в жалобе, не подтвердились". Но общественность рассудила: дыма без огня не бывает.

    Детский дом N 5, расположенный на окраине Хабаровска, коррекционный. Это значит - для детей с задержкой психического развития, выпавших из социума, дезориентированных. Три года назад, оптимизируя структуру муниципальных учреждений, городское управление образования объединило здесь самые "сливки" из окрестных интернатных учреждений. "Горючая смесь в одном флаконе" - окрестили ситуацию знающие, ведь около сотни воспитанников - многовато для подобного учреждения. Тут недалеко до Республики ШКИД.

    Внутрь детдома мышь не проскочит: бдящий вахтер фиксирует визиты в журнал.

    - Покиньте территорию. У нас закрытое учреждение, - велит женщина-завхоз.

    С другой стороны, режим закрытости вполне удобен для хранения всяческих тайн. Сейчас директор Лидия Мартынова в отпуске, телефон отключен. Чтобы войти в детдом, пришлось звонить в министерство образования.

    - Поймите, мы устали. Нас замучили проверками, - вздыхает завуч Надежда Хаброва.

    Вета, Женя и Наташа, девчонки лет по тринадцать, с любопытством смотрят в мой блокнот. Им интересно говорить с "проверяющими".

    - Нам дают дешевый шампунь и плохие вещи. Обувь китайская, раз сходил - и в помойку, - перечисляет Женя, раздувая жвачку.

    - Раньше мои братья Женька и Димка были со мной в детдоме, потом нас всех разделили. Зачем? - спрашивает Наташа.

    Не знаю. Слышала, в детдоме скоро появятся группы по семейному типу: там будут маленькие секции, отдельный холодильник, плита, чтобы старшие дети могли жить и питаться как дома и наконец перестали завидовать домашним детям.

    Но мы говорим о взрослых. Кто стал для воспитанников лидером, значимым взрослым?

    В "хорошие" девчонки сообща записывают директора, завуча и троих воспитателей. Им нравится быть в роли консультантов.

    - Вот Ирина Анатольевна понимала нас. Не наказывала, руки не распускала.. Если проблемы личные - отпускала, если уходили без спроса - заставляла пару раз пол помыть. А когда у меня умерла бабушка, только она одна ласково поговорила.

    Но именно Ирина Анатольевна, как считают в администрации детдома, и стоит за "детской жалобой". У нее не все в работе было гладко: нарушала педагогическую этику, относилась к детям панибратски, угощала нарушителей сигареткой, покрывала их....

    Каждый из воспитанников обходится бюджету в тридцать тысяч рублей. Если перевести это на среднемесячный доход хабаровчанина, получится почти две зарплаты. Столько не тратят в обычных семьях на детей! Допустим, в эту сумму входит зарплата педагогов, коммунальные расходы, шестиразовое питание с салатами и фруктами, путевки в лагерь... Но в целом сироты детского дома обходятся еще дороже. Ведь каждому ребенку на день рождения спонсоры дарят индивидуальный подарок - плееры, косметику, мобильник - что ребенок захочет... Одежду пытаются выдавать разную.

    Что еще скрасит жизнь сирот? Педагоги перечисляют: возим детей в цирк, кино, в бассейн, есть кружки мягкой игрушки, бисероплетения, гитары, моделирования, секции баскетбола и даже брейк-данса.

    - И от всего этого они бегут. Почему?

    Потому что любая семья - лучше казенного учреждения.

    - Случай с лишением еды действительно был, - припомнила завуч Надежда Хаброва.- Однажды Сабина прогуляла где-то и, придя в детдом, стала с вызовом требовать, чтобы ее покормили. Но обед проходит по режиму, все уже было убрано. Поэтому ей отказали. Должны же быть какие-то рамки?

    - Вас когда-нибудь дети встречали матом? -спрашивает социальный педагог Елена Полянская. - А нас встречают. У всех наших детей органическое поражение головного мозга. Озлобленность, жестокость, базовое недоверие к миру, обида на взрослых - обычное для них поведение.

    Как смягчить эту обиду? Здесь старательно борются с казенщиной - кругом ковры, телевизоры, на окнах тюль, старшие живут по двое в отдельных комнатах. Цветы есть, а теплоты нет. Там, где присутствует криминальная субкультура, не обойтись только внешним уютом.

    В штате детдома практически все женщины. Когда здесь три года назад в целях оптимизации слили воедино четыре взрослых и четыре детских коллектива, пришлось трудоустроить оставшихся без работы учителей прежнего интерната. Стало понятно, что с "контингентом" не всякий сладит. Не случайно за особую вредность сотрудникам положена доплата - 20 процентов детдомовских и 20 - коррекционных.

    Мнения о директоре Лидии Мартыновой самые разные: "Заслуженный учитель, горит на работе, одержима, героическими усилиями навела чистоту и порядок". "Авторитарна и очень груба, не делегирует полномочия, предпочитает ломать детей".

    Пытаясь противостоять хулиганам, Мартынова решила делать ставку на молодых, желательно парней. Так, весной в детском доме появился воспитатель Гордей Бачурин, 22-летний парень, бывший армейский контрактник. Привел его православный батюшка отец Димитрий, который давно дружен с детдомом. Дали новичку группу самых отпетых мальчишек 14-17 лет. Это он назван в детском заявлении насильником.

    Телефон Гордея Юрьевича молчит: молодой воспитатель взял отпуск без содержания. Единственное, что в отношении его нашла прокуратура, - приняли парня на должность воспитателя без педагогического образования, нарушив федеральный закон.

    Мне удалось отыскать его. Про итоги проверки он знает.

    Бачурин уверен, что ребят можно социализировать. Но с ними нельзя заигрывать. Вопрос с дисциплиной воспитатель решил однажды непедагогично, просто перевернул упорно спящего парня вместе с койкой. С той минуты проблем с дисциплиной у Бачурина не было. Он вспоминает, как вылавливал по ночам беглецов, как закупил спортивную форму, повесил боксерскую грушу. Опытные сотрудницы детдома были в изумлении: молодой воспитатель показывал видимые результаты. Но, оказывается, радовались не все. Тогда и пошло в ход бумажное оружие.

    - Бог с ними, - машет рукой Бачурин.

    Он решил не отступать. Рекомендовавший его отец Димитрий в шоке: дети поступили как иуды!

    Не исключено, что после множества проверок последуют выводы: учреждению нужна санация и сильные кадры.

    Поделиться