04.06.2010 06:15
    Поделиться

    Аким Салбиев: Пушкин намного современнее Пелевина и Мураками

    Праздник давно стал государственным. В этом году отмечается в четырнадцатый раз. Об этом мы поговорили с руководителем творческих и культурных программ, режиссером-постановщиком Государственного музеяА.С. Пушкина, народным артистом Северной и Южной Осетии, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Акимом Салбиевым.

    Российская газета: Расскажите, как вы оказались, будучи кинорежиссером, выпускником ВГИКа, в музее Пушкина?

    Аким Салбиев: Шли съемки фильма о Пушкине в Мемориальной квартире на Арбате. Я играл в этом фильме роль великого поэта. Через некоторое время после съемок я получил предложение от дирекции музея прийти и служить Пушкину... и музею. Согласился без раздумий, и не только потому, что в начале девяностых российский кинематограф был мертв, а чтобы сохранить в себе человеческое, нравственное, если хотите - мировоззренческое равновесие. За это я очень благодарен музею, который стал моим вторым домом.

    РГ: Понятно, что дал вам музей. А что дали вы ему?

    Салбиев: Я пришел за два года до юбилея поэта. Мы начали готовиться к двухсотлетию, и весь 1999 год был посвящен Пушкину: выставками, новыми книгами, исследующими ранее закрытые страницы жизни поэта, а также грандиозными гала-концертами. Кстати, я впервые тогда столкнулся с мнением, что музей - это пыль, тишина и сонное царство. И всем скептикам доказывал, что наш музей - это живой организм, дышащий молодостью, находящийся в мэйнстриме и выпускающий в год не один десяток новых выставок, кроме, безусловно, нашей постоянной экспозиции, которая является качественным продуктом вот уже более полувека. И мне удалось переубедить скептиков.

    РГ: По-вашему, Пушкин живее всех живых. А какая современная книга на вашем рабочем столе?

    Салбиев: Времени у меня достаточно, и я просматриваю разную современную литературу. Это и Пелевин, и Мураками, и Дина Рубина, Дэн Браун... Но уверен, что весь Пушкин сегодня намного современнее всего перечисленного, не в обиду вышеназванным авторам. У Пушкина неповторимый язык и сюжет. Отсюда и нравственная актуальность. Именно поэтому он до сих пор грандиозен и велик.

    РГ: Кто же участники ваших проектов, концертов и фестивалей?

    Салбиев: Это первые лица нашей культуры: Василий Лановой и Сергей Юрский, Михаил Козаков и Рафаэль Клейнер, Елена Камбурова и Жанна Бичевская, Александр Филиппенко и Павел Любимцев, Юлий Ким и Александр Городницкий, Хибла Герзмава и Денис Мацуев. Список длинный. В музее также своя театральная антреприза. Вот лишь несколько названий в постановке моего коллеги, режиссера Андрея Беркутова: "Торквато Тассо" Гете, "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина с Валерием Золотухиным, "Жизнь с императором" - моноспектакль Агриппины Стекловой по воспоминаниям и дневникам фрейлины двора Анны Федоровны Тютчевой, премьерный спектакль "Портрет" Гоголя с Максимом Авериным.

    В музее есть свой Детский центр, который готовит праздники для детей, а новогодние представления центра признаются лучшими в Москве вот уже много лет.

    РГ: А есть такое, что пока не реализовано?

    Салбиев: Есть! Известно, что в Москве свыше ста театров. Почти в половине из них идет что-то по Пушкину. Хочется добавить ко всем нашим грандиозным мероприятиям ежегодный Пушкинский театральный фестиваль. Представляете, на одной афише - известные театры, играющие самые разные произведения поэта! И все это у нас, в музее на Пречистенке.

    РГ: В своем художественном фильме "Одиннадцать писем к Богу" вы проводите линию Пушкина на Кавказе. Это дань музею?

    Салбиев: Не только. Во-первых, я родом из Северной Осетии. В конце мая - начале июня 1829 года А.С. Пушкин был во Владикавказе. И мне интересны эти 72 часа, проведенные на моей родине. Я задумал об этом большой фильм.

    Что касается "Одиннадцати писем к Богу", то в фильме рассказывается, что Пушкин останавливался на ночлег высоко в горах Осетии. Именно это помогает героям фильма сохранить историческое здание.

    РГ: Почему нет в современном российском кино, да и в советском, пожалуй, не было, фильма или большого сериала о жизни Пушкина?

    Салбиев: Вы правы. Хочу сказать, что такой проект мною был подготовлен. В авторы сценария в то время был приглашен Андрей Битов. Но тогдашнее руководство телеканала "Россия" в лице председателя Николая Сванидзе и руководителя кинопоказа Бориса Бермана не поддержали проект даже с рекомендацией академика Д.С. Лихачева.

    Мы хотели сделать фильм, состоящий из 12 серий, посвященный жизни и творчеству поэта от рождения до дуэли. Лет двадцать назад подобный проект о Михайло Ломоносове был снят и с успехом идет по телеканалам до сих пор.

    РГ: Наверняка вы видели фильм Натальи Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль". Что вы скажете о нем?

    Салбиев: Премьерный показ фильма был у нас в музее. Хочу сказать, что чем больше о Пушкине сделано, тем лучше! Как говаривал Сергей Герасимов, наш с Натальей Сергеевной учитель, все имеет место быть, кроме контрреволюции и порнографии. Мы все в этой жизни "на любителя", равно как и наше творчество.

    РГ: У вас в музее проходит столько мероприятий - выставки, фестивали, концерты. Сколько же людей работает над этим?

    Салбиев: Много. Чуть более четырехсот. Это и в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке, в Мемориальной квартире Пушкина на Арбате, там же у нас Мемориальная квартира Андрея Белого, наш новый Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке и на Старой Басманной - Дом Василия Львовича Пушкина, дяди А.С. Пушкина. И всем этим творческим коллективом многие годы руководит директор Евгений Богатырев, весьма либеральный человек.

    РГ: Не обидно бывает, когда ваш музей путают с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина?

    Салбиев: Справедливости ради, Музей изобразительных искусств должен носить имя своего основателя Ивана Владимировича Цветаева, отца Марины Цветаевой. Те, кто путает два музея, очевидно, ходят в музеи в десять лет один раз. Именно поэтому они заглядывали к нам в поисках выставки Пикассо. Не умаляя достоинств наших коллег, скажу, что у нас совершенно разные задачи и дороги. Мы молодой музей, нам чуть более полувека, и впереди у нас очень много новых открытий, выставок и новых смелых проектов.

    РГ: Чем порадуете 6 июня, в день рождения Пушкина, в день, ставший Пушкинским днем России?

    Салбиев: В Музее Пушкина каждый день - Пушкинский! В этот день у нас большое количество концертных программ. Начнем на Пушкинской площади. Далее перейдем на Арбат, в Мемориальную квартиру. И завершим гала-концертом на Пречистенке с участием давних друзей музея, оркестра и многих звезд. Короче говоря, будут все. Двери для всех открыты!

    Поделиться