27.05.2010 23:40
    Поделиться

    Глава Центробанка не видит угроз для российского рубля

    Глава Центробанка Сергей Игнатьев не видит угроз для российского рубля.

    Он надеется, что проблемы в европейских странах не окажут сильного влияния на Россию, не отказывается от своих прогнозов по росту кредитования. И обещает, что Центробанк будет придерживаться политики, которая позволит, с одной стороны, стимулировать выдачу ссуд, а с другой - не допустит роста инфляции выше 7 процентов.

    С такими оптимистичными заявлениями Сергей Игнатьев выступил вчера на 19-м Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге. Форум примечателен не только тем, что должен дать ответ на вопрос, как будут жить банки после кризиса, но и тем, что проходит накануне 150-летнего юбилея Банка России. Поздравления по случаю грядущего юбилея звучали в каждом выступлении. А замглавы минфина Алексей Саватюгин заявил даже, что ЦБ стал самым успешным российским банком. В прошлом году он заработал 250 миллиардов рублей прибыли, что в два раза больше, чем все российские банки и почти равно прибыли ЦБ за последние пять лет, подсчитал заместитель министра.

    Правда, тут же заметил он, прибыль была заработана в основном за счет реализации антикризисных мер. В основном такой доход, напомним, как и говорили раньше представители ЦБ, был получен за счет выдачи банкам беззалоговых кредитов.

    А Игнатьев, общаясь с журналистами, заверил, что сейчас российская экономика гораздо лучше подготовлена к воздействию внешних шоков. И потому, надеется он, сложная ситуация в европейских странах не обернется для нас чем-то страшным. Достаточность капитала у российских банков выросла до 20,5 процента, их задолженность перед иностранными кредиторами сократилась на треть, по объему золотовалютных резервов Россия по-прежнему занимает третье место в мире, привел свои аргументы Игнатьев.

    Валютный курс, по его словам, стал более гибким, но в то же время находится под контролем ЦБ - он не уходит с рынка и постоянно наблюдает за ситуацией. И хотя кому-то курсовые скачки последнего времени кажутся слишком сильными, на самом деле колебания происходят в пределах нормы, убеждал Игнатьев журналистов. За все последние месяцы стоимость бивалютной корзины, состоящей на 55 процентов из доллара и на 45 процентов из евро, в течение одного дня не становилась дешевле или дороже больше чем на 50-70 копеек. А это всего два-три процента, подсчитал Игнатьев. Такое поведение, по его словам, характерно и для других валют. Пока, считает глава ЦБ, нет опасностей и в связи с излишним укреплением рубля. В подтверждение этих слов Игнатьев даже продемонстрировал журналистам график с динамикой реального эффективного курса рубля, то есть рассчитанного с учетом инфляции. На нем курс отечественной валюты пока не достиг докризисных значений. Это неплохо, говорит Игнатьев, серьезной угрозы для реального сектора экономики в нынешнем укреплении рубля нет.

    Ничего драматичного, по оценке Игнатьева, не происходит и с колебаниями курса в паре доллар-евро. Были времена, напомнил он, когда за евро давали один доллар, потом 85 центов, затем валюта Старого Света поднялась выше 1,5 доллара, сейчас опустилась к планке 1,2 доллара. К такой ситуации, говорит глава ЦБ, надо привыкать. И что касается населения, то оно, по утверждению Игнатьева, не спешит слишком быстро сдавать евро и покупать доллары. Центробанк, кстати, тоже пока не планирует избавляться от евро, в которых хранит значительную часть золотовалютных резервов. Во-первых, у Банка России, пояснил Игнатьев, нет цели заработать большую прибыль. Во-вторых, если центробанки вдруг решат играть на валютных курсах, да еще и наделают при этом ошибок, это станет плохим сигналом для рынков и обернется потерями для всех. А вот вложений в гособлигации проблемных стран еврозоны вроде Греции и Португалии у ЦБ просто нет, рассказал Игнатьев.

    Спокойным остается и положение с инфляцией. В апреле по отношению к такому же месяцу прошлого года рост цен составил 6 процентов, наконец, с мая и того меньше - 5,7 процента, подсчитал Игнатьев. Пока признаков повышения инфляции он не наблюдает. Правда, при этом, подчеркнул Игнатьев, ЦБ не должен забывать о возможных рисках разгона цен. Они кроются в быстром росте денежной массы, которая к середине мая прибавила по отношению к такому же периоду прошлого года больше 30 процентов, а также в большом запасе ликвидности. На этом фоне вкупе с разогревом потребительского спроса возможен и быстрый перелом инфляции, не исключает Игнатьев. И, судя по всему, решая вопрос об изменении ставки рефинансирования, ЦБ будет крайне осторожен. Во всяком случае, вчера Игнатьев так и не ответил на вопрос о том, какое решение по ставке может быть принято на ближайшем заседании совета директоров Банка России, который должен состояться буквально на днях. Как ни удивительно, но на сей раз такую осторожность ЦБ поддерживает уже и банковское сообщество, которое традиционно упрекает регуляторов в слишком медленном снижении ставки.

    Но параллельно Игнатьев не теряет оптимизма и ждет роста кредитования. Напомним, что еще в начале года он прогнозировал, что выдача ссуд вырастет на 10-15 процентов. Вчера Игнатьев подтвердил журналистам, что не отказывается от этих слов. Первые позитивные сдвиги, напомнил он, наметились в марте и апреле. Выдача ипотечных кредитов за четыре месяца выросла в два раза по сравнению с таким же периодом прошлого года. Правда, как тут же добавил Игнатьев, это все равно в два раза ниже, чем за 4 месяца 2008 года. Банки, не скрывает он, по-прежнему рассматривают кредитование реального сектора как рискованное занятие и предпочитают вкладываться в ценные бумаги и накапливать ликвидность. С другой стороны, не спешат за кредитами и заемщики. Однако в целом, по оценке Игнатьева, российская экономика медленно, но уверенно выползает из кризиса.

    ЦБ в этой ситуации намерен чутко следить за настроениями банков, чтобы не спугнуть их излишней жесткостью. На конгрессе банкиры наконец дождались высказываний руководства ЦБ по поводу мер, которые обсуждаются международным сообществом. А речь идет о повышении требований к капиталу банков, обложении их дополнительным налогом, ограничениях по выплате бонусов топ-менеджерам. Если подобные рекомендации будут приняты в рамках "двадцатки", Россия должна будет их выполнить, не стал отрицать первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. Но тут же заметил: "Не все эти вопросы актуальны для России. А если закрутить гайки так, что банки не смогут развиваться, это будет ударом по всей экономике". Важно делать это вовремя, когда мировая экономика пойдет в рост, считает глава ЦБ. А в рамках "двадцатки" должны приниматься согласованные решения.

    Наверняка утешило банкиров и разъяснение Центробанка по поводу контроля за величиной ставки по депозитам. Мониторить эту ситуацию ЦБ начал с лета прошлого года, обеспокоясь тем, что банки слишком дорого привлекают деньги населения и это создает угрозу для их же финансового положения. Кроме того, дороговизна привлеченных средств не позволяет банкирам снизить ставки по кредитам, пояснил вчера Меликьян. При этом по рекомендации ЦБ ставка по вкладам в банках не должна превышать 1,5 процента от ее величины в десяти крупнейших кредитных учреждениях. Но банкиры утверждают, что это несправедливо по отношению к небольшим банкам, не имеющим возможности получать более дешевые деньги в Центробанке. Но, как заявил вчера замглавы ФАС Андрей Кашеваров, из ЦБ уже получено официальное разъяснение: регулятор всего-навсего дает рекомендации и не выставляет банкам жестких условий. Если банк не выполняет рекомендации, пояснил Игнатьев журналистам, территориальное учреждение ЦБ приглашает банкиров на беседу и просит объяснить, как они собираются отбивать дорогие деньги. Если банк докажет, что способен сделать это, претензии к нему снимаются.

    Тем временем

    Центробанк может выйти из капитала Сбербанка в долгосрочной перспективе. Эту возможность не исключает глава Банка России Сергей Игнатьев. "В перспективе может быть рассмотрен вопрос передачи пакета ЦБ в Сбербанке в другой госорган или его продажи на рынке", - цитирует Игнатьева агентство РИА Новости. При этом он отметил, что цена, по которой эта продажа может быть осуществлена, является одной из определяющих. Поэтому Игнатьев пока не видит необходимости торопиться с продажей доли Банка России в уставном капитале Сбербанка на свободном рынке. "Цена еще не та, по которой можно было бы продавать", - подчеркнул он.

    Поделиться