19.05.2010 23:15
    Поделиться

    Елена Шурлапова: Книга о Бродском была замыслена как книга-маршрут

    В ближайшие дни выходит в свет книга Юрия Лепского "В поисках Бродского". Это книга-маршрут к тем местам, которые поэт любил, и к тем людям, общением с которыми он дорожил.

    Иллюстрации Шурлаповой сопровождают читателя на этом маршруте.

    "Автор полностью доверился художнику".

    - Я видел книгу перед сдачей в типографию. Она превосходно оформлена. Мне кажется, это тот случай, когда художник может по праву считаться соавтором.

    - Спасибо. Для меня это, пожалуй, этапная работа. Мне была предоставлена полная свобода. Там и картинки, и макет - мои, и верстку я сама делала.

    - Автор предлагал вам какие-то оформительские решения?

    - Нет, автор полностью доверился художнику. Он не ставил мне никаких условий, и я резвилась как хотела. Единственное, что он предложил, была полоска венецианской панорамы, которая ему очень дорога. Попросил вынести ее на обложку.

    - А стихи Бродского подсказали вам что-нибудь в оформлении книги?

    - Да, конечно. Вообще эта работа расширила мой кругозор. Я немало узнала о Бродском, о местах, которые были ему дороги, о людях, с которыми он дружил. Какие-то его стихи заново перечитала. И еще мне помогли в работе фотографии, сделанные автором книги. Там более четырехсот прекрасных фотографий, я просто влюбилась в них.

    - Вы шли в оформлении от стихов Бродского или от фотографий?

    - Наверное, и от того и от другого. Но сначала мы с автором поговорили и на первой же встрече решили, что это будет книга-маршрут. Вот читатель идет, идет по предложенному ему "фотомаршруту" и на пути своем встречает рисованную картинку. Проходит взглядом по ней и возвращается к фотографии. Так возникает контрапункт рисунка и фотографии.

    - Картинки привязаны к тексту?

    - Нет, привязка к тексту довольно условная.

    - А как же тогда выстраивается маршрут?

    В графике Шурлаповой петербургский колорит. Фото: Аркадий Колыбалов- Нормально выстраивается. Человек же не может все время смотреть себе под ноги. Он идет по улице, по которой до него шел Бродский, вспоминает строчки из его стихотворений, и в его воображении возникает какой-то образ. И тут он видит иллюстрацию. Останавливается, рассматривает ее, затем продолжает путь. А чтобы читатель не заблудился, текст сопровождается фрагментами карт Венеции и Санкт-Петербурга с указателями, куда он должен сейчас повернуть, чтобы попасть на нужную улицу или площадь.

    - Вы видели иллюстрации к Бродскому других художников?

    - Нет.

    - Сознательно не хотели смотреть?

    - Дело не в этом. Просто сначала книга задумывалась как маршрут, проложенный с помощью фотографий. Что касается рисования, оно возникло потом, и тогда уже не было необходимости смотреть, кто и как иллюстрировал Бродского до меня.

    - Вам приходилось думать, как фотографии и картинки стилистически соотносятся, не вступают ли они в конфликт?

    - Да, я об этом думала. Когда основная конструкция книжки уже выстроилась, стало понятно, как должны выглядеть иллюстрации, исходя из общей концепции оформления. Потому я и за верстку сама взялась. Я понимала, что мы делаем книгу, где все элементы должны сопрягаться друг с другом. На мой взгляд, это получилось.

    Поделиться