Поделиться

    В России затянулось создание воздушно-космической обороны

    Вчера ведущие специалисты в области ПВО и военного космоса объяснили, почему над российским небом до сих пор нет надежного щита.

    Рассуждали на эту тему бывший главком Военно-воздушных сил Анатолий Корнуков, экс-начальник вооружения Российской армии Анатолий Ситнов и Сергей Колганов, в недавнем прошлом руководитель управления заказов, поставок и ремонта вооружения и военной техники Войск противовоздушной обороны. Несколько лет назад они расстались с погонами, но по-прежнему занимаются вопросами стратегической обороны и безопасности. Более того, Корнуков и Ситнов являются членами экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны. Не ограниченные жесткими рамками ведомственных интересов генералы, что называется, били во все колокола. Ведь, по их мнению, в создании ВКО Россия уже значительно отстает от США. Если не принять срочные меры, с каждым годом этот разрыв будет только увеличиваться.

    Поводом для столь жестких оценок стали два обстоятельства. Первое - с 1993 года, когда по указу президента РФ в нашей стране начали создавать воздушно-космическую оборону, практических решений и конкретных результатов почти не видно. Появление в структуре ВВС Оперативно-стратегического командования ВКО и переформирование корпусов ПВО и дивизий в управления бригад воздушно-космической обороны пока можно назвать только сменой вывески. Она не затронула ни систему управления войсками, ни структуру их подчиненности, ни техническое переоснащение новых частей. Как выразился Анатолий Корнуков, сегодня система ВКО держится на небольшом количестве зенитно-ракетных комплексов С-300 да самолетах Су-27 и МиГ-29. Новейшими комплексами С-400 "Триумф" в войсках оснащены всего два дивизиона, причем эту систему вооружения, по словам экс-главкома ВВС, надо еще дорабатывать. Из трех штатных видов ракет сегодня реально применим только один.

    Ситуацию могла бы поправить постановка в боевой строй перспективного комплекса дальнего действия и высотного перехвата С-500, но раньше 2015 года его ждать не приходится. Это значит, что в Российской армии пока нет надежных средств для уничтожения баллистических ракет средней дальности, тактических и оперативно-тактических ракет с высотой перехвата до 200 километров, поражения боевых блоков гиперзвуковых крылатых ракет.

    Между тем в США уже испытывают оружие будущего. Достаточно вспомнить об орбитальном планере Х-33, который американцы недавно подняли в воздух.

    - Для создания современных систем, которые охватывают воздух и космос, для разработки новых спутников разведки, ретрансляции, предупреждения о ракетном нападении требуются суперсовременная элементная база, новые материалы, пороха, новые разработки в области управления, - считает Анатолий Ситнов.

    Не менее важно четко определить, в чьих руках будет сосредоточено такое управление. Сегодня единого хозяина у системы ВКО нет. Авиация и средства ПВО сосредоточены в руках главкома Военно-воздушными силами. А части противоракетной обороны, станции системы предупреждения о ракетном нападении, средства контроля за орбитальным пространством подчиняются Космическим войскам. Каждое ведомство, что называется, тянет одеяло на себя. Такое положение во вневедомственном экспертном совете считают абсурдным и предлагают передать все силы и средства ВКО в ведение авиационного командования.

    Медлить с объединением действительно не стоит. Есть данные, что к 2030 году в арсеналы некоторых иностранных армий поступят гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, беспилотники шестого поколения, а также вооружение, основанное на новых физических принципах. Оперативно-стратегическому командованию воздушно-космической обороны эти цели должны быть по зубам. А Космические войска смогут решать задачи противоспутниковой борьбы, и в случае размещения иностранными государствами оружия в космосе - вести борьбу с элементами такого оружия.

    Поделиться