22.04.2010 12:00
    Поделиться

    Эйяфьятлайокудль способен понизить среднегодовую температуру на Земле

    С 15 апреля в Европе было отменено свыше 80 тысяч авиарейсов. Закрыли свое воздушное пространство Великобритания, Ирландия, Дания, Швеция, Норвегия, Франция, Германия, Бельгия, Швейцария, Румыния и другие.

    Часть специалистов высказывала предположения, что частицы вулканического пепла представляют опасность для турбин авиадвигателей и могут вызвать проблемы, оседая на крыльях лайнеров и стекле пилотской кабины. В доказательство в Европе приводят такой пример: в двигателях нескольких натовских истребителей F-16, пролетевших через пепельное облако, образовались кристаллы, что привело к сбоям в работе бортовых систем. Все истребители тем не менее благополучно вернулись на базы. Правда, командование НАТО не сообщило, когда и в каком регионе Европы проводились полеты. Если над Исландией, результат вполне логичен. Аналогичного эффекта можно достичь, если направить истребители в эпицентр какой-нибудь пыльной бури.

    Однако многие эксперты убеждены, что опасность сильно преувеличена. Британская "Файнэншл таймс" со ссылкой на представителей ЕС сообщила, что компьютерные модели, способствовавшие решению о закрытии воздушного пространства над Европой, основаны на несовершенных алгоритмах и незавершенных научных исследованиях. По словам специалистов, достаточно облетать вулканы, а летать или нет, должны определять сами перевозчики.

    Тем не менее премьер Великобритании Гордон Браун, по сути, выразил общее мнение руководителей стран ЕС, заявив, что главным в работе аэропортов остается обеспечение безопасности людей. Британцы призвали соотечественников каким угодно способом добраться до побережья Ла-Манша, а оттуда их доставят на родину британские морские силы. Для возвращенцев мобилизован военный десантный корабль, кроме того, во всеуслышание обещано: если потребуется, то Британия предоставит даже авианосец.

    Другие страны обошлись менее радикальными средствами. Появились новые рейсы международных автобусов и поездов. Кстати, многих иностранцев сейчас здорово выручают наши перевозчики: пилоты "Аэрофлота", в отличие от европейских коллег, пепла не боятся. А российские железнодорожники прицепили два дополнительных вагона к поезду Москва-Прага и по одному допвагону в поезда, курсирующие по маршруту Москва-Варшава. На один вагон увеличен состав РЖД до Хельсинки.

    особое мнение

    Большие выживают маленьких

    - Приостановка работы аэропортов - это перестраховка и бизнес, - считает директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Юрий Израэль.

    По мнению ученого с мировым именем, никакой реальной опасности для самолетов облако пепла из исландского вулкана не представляет. Но авиакомпании понесут миллиардные убытки, и эти 10 дней переживут лишь крупнейшие из них, а множество мелких попросту разорится.

    Планетарное снижение температуры в принципе возможно, говорит Юрий Израэль, но ничего страшного не произойдет, даже если вулкан будет извергаться и дальше. Пыль, по прогнозу академика, быстро осядет.

    кошелек

    Миллиард убытков

    Многие эксперты прогнозируют, что Эйяфьятлайокудль способен на несколько лет немного понизить среднегодовую температуру на Земле.

    Хотя ни один ученый не готов назвать научно обоснованные цифры и даты: ведь пока еще даже толком не ясно, когда вулкан затихнет.

    Больше определенности с социально-экономическими последствиями извержения. Европейские авиакомпании сейчас теряют до 200 млн евро в день. Суммарные же потери авиапортов и авиакомпаний, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, за эти дни превысили 1,7 млрд евро - столь фантастические убытки затмили масштабы теракта 11 сентября 2001 года, когда террористы атаковали башни-близнецы в США. Всего пострадало свыше 7 млн пассажиров, вынужденных менять маршруты следования, сдавать билеты, сутками сидеть в аэропортах, незапланированно тратиться на отели, выбивать из авиакомпаний положенное при задержках рейсов питание и проч.

    Когда хаос достиг пика, стали снижаться цены на нефть. Причина - падение потребления авиатоплива. Только в Европе обычно сжигали 1,2 млн баррелей в сутки, а из-за отмены авиарейсов спрос сократился примерно на 0,7 млн баррелей. Т. к. авиатопливо не может храниться долго, НПЗ могут отказаться от его производства в пользу выпуска других видов топлива, в частности дизтоплива и газойля. В итоге если кризис в сфере авиаперевозок затянется, это может приостановить восстановление мировой экономики.

    Несладко пришлось и тем, кто зависел от авиадоставки грузов. Например, кенийские цветоводы, на долю которых приходится около 35% импорта цветов в страны Евросоюза, несут убытки порядка 2 млн долларов в сутки. На грани разорения многие фермеры Северной и Южной Америки, Израиля, Турции и ряда стран Африки - значительная часть их продукции доставляется в Европу по воздуху из-за небольшого срока годности. Ситуация с вулканом повлияет на поставки свежих бобов и пепперони из Египта, зелени из Израиля, а также экзотических фруктов, таких как манго, кумкваты и физалис из Африки. Самая крупная компания по производству морепродуктов - норвежская Marine Harvest Norway - заявила о снижении объемов улова рыбы с начала этой недели. Исландские производители сообщили, что начинают заморозку свежей рыбы.

    Подсчитывают убытки и туроператоры. Огромные массы людей не смогли добраться до мест отдыха. Не исключено, что поток туристов в ту же Европу в ближайшее время заметно сократится.

    вулканические хроники

    До нынешнего пробуждения Эйяфьятлайокудль "дремал" почти 190 лет. Зато извержение 1821 года запомнилось современникам как настоящее светопреставление: пепел тогда висел на высоте 10-12 км около года. Рассеивался крайне медленно: первые 3-4 месяца люди вообще не видели солнца.

    Самый серьезный инцидент с самолетом из-за вулканического пепла в атмосфере произошел летом 1982 года. Пассажирский "Боинг-747" авиакомпании "Бритиш Эйрвэйс" по пути из малайзийского Куала-Лумпура в австралийский Перт прошел через огромный столб пепла, извергнутый индонезийским вулканом Галунггунг (остров Ява). На высоте 11 км заглохли все четыре двигателя. Только в 3600 метрах от земли двигатели удалось запустить, и лайнер дотянул до аэродрома.

    Один из самых знаменитых вулканов планеты - Кракатау в Индонезии - извергался не менее пяти раз. В 1883 году в результате мощнейшего взрыва магму и горные породы выбросило чуть ли не в космос - на высоту 55 км, а пепел поднялся свыше 80 км. Камни разлетелись в радиусе до 500 км. Большая часть острова под собственной тяжестью обрушилась в пустоты ниже уровня моря, вызвав цунами. Сила взрыва, по оценкам геологов, в 200 тысяч раз превышала силу взрыва, уничтожившего Хиросиму, а его грохот был слышен в радиусе 4 тысяч километров. Воздушная волна обошла Землю 11 раз, а пепел Кракатау оставался в атмосфере Земли несколько лет, порождая в разных уголках планеты зори самой необычной окраски.

    Поделиться